Денисов Леонид Анатольевич,
Нехорошева Елена Владимировна,
Авраменко Вера Григорьевна
Ключевые слова:
здоровье, здоровый образ жизни, субъективные предпосылки ЗОЖ, здоровьесохраняющее поведение, ценность здоровья
УДК:671.47
В статье обосновывается актуальность проблемы формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся общеобразовательных организаций. Авторы исходят из признания ведущей роли здорового образа жизни в системе факторов, влияющих на здоровье человека, а также из требований федеральных государственных образовательных стандартов к личностным образовательным результатам в сфере сохранения и укрепления здоровья. Настоящее исследование посвящено интегрированной оценке субъективных предпосылок здорового образа жизни у обучающихся общеобразовательных организаций. В статье представлены результаты анкетирования обучающихся на предмет их отношения к здоровому образу жизни в динамике за трехлетний период. Анализируются статистические данные о субъективных предпосылках здорового образа жизни — представлениях, мотивации, поведении, которые в совокупности определяют отношение к здоровому образу жизни как целостному явлению. Авторы подчеркивают взаимосвязь и взаимовлияние субъективных предпосылок здорового образа жизни на формирование устойчивых привычек здоровьесохраняющего поведения. Методом сопоставительного анализа были выявлены противоречия между знанием и мотивацией, знанием и поведением, мотивацией и поведением. Субъективные психологические предпосылки здорового образа жизни не согласованы и противоречат друг другу, что негативно влияет на формирование привычек здорового образа жизни. Представления о требованиях здорового образа жизни во многом носят характер социально желательных и отражают транслируемые в социокультурном окружении детей когнитивные схемы о здоровом образе жизни. Ценность собственного здоровья не осознается и не проживается, и, как следствие, понимание важности здоровья и здорового образа жизни не способствует закреплению осознанного целенаправленного и устойчивого здоровьесберегающего поведения.