По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955

Сравнительный анализ влияния шрифтового оформления электронных текстов, представленных на ноутбуке и планшете, на состояние зрительного анализатора школьников основного общего образования

Саньков Сергей Вячеславович аспирант кафедры гигиены детей и подростков, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, Е-mail: cankov@yandex.ru

Проблема роста распространенности нарушений зрения у школьников становится особенно актуальной в настоящее время, когда в школах реализуются программы внедрения электронного обучения и новых электронно-образовательных контентов. Представляется актуальным поиск оптимальных характеристик предъявления информации на экранах с учетом специфики электронного носителя и возрастных физиологических особенностей зрительной системы пользователей. Показано, что исходные показатели зрительного анализатора школьников основного общего образования находятся около нижней границы нормы. Учащиеся этого возраста отличаются высокой чувствительностью к зрительной нагрузке. Чтение текстов, набранных шрифтом в 16 и 14 пунктов объемом 200 и 400 знаков, способствовало стабильному функционированию зрительной системы и улучшению показателей критической частоты слияния мельканий школьников независимо от применяемого электронного устройства. Чтение текстов, набранных шрифтом в 14 и 16 пунктов объемом 600 знаков и в 12 пунктов объемом 400 знаков, приводило к снижению показателей лабильности зрительного анализатора, которое становилось достоверным только при использовании ноутбука. Экраны планшетов создают более благоприятные по сравнению с ноутбуками условия зрительной работы и позволяют повысить устойчивость к развитию зрительного и общего утомления у школьников. Развитие зрительного утомления наблюдалось после чтения текстов, набранных шрифтом в 12 пунктов объемом 600 знаков и в 10 пунктов объемом 200 знаков, как с экрана ноутбука, так и планшета. Полученные результаты дают обоснование для создания гигиенических требований к шрифтовому оформлению электронных учебных изданий для школьников этой возрастной категории.

Литература:

1. Рапопорт И. К., Сухарева Л. М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; 1: 19–27.

2. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: учебник для медицинских вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013, 480 с.

3. Кучма В. Р., Соколова С. Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья. Анализ риска здоровью. 2019; 2: 4–13.

4. Рапопорт И. К., Цамерян А. П. Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 5 (314): 20–27.

5. Саньков С. В., Кучма В. Р. Гигиеническая оценка влияния на детей факторов современной электронной информационно-образовательной среды школ. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2019; 3 (3): 13–20.

6. Кучма В. Р., Саньков С. В., Барсукова Н. К. Гигиеническая характеристика шрифтового оформления текста электронных учебников. Санитарный врач. 2019; 6: 56–63.

7. Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения. Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 46–49.

8. Хазова И. В., Шошмин А. В., Девятова О. Ф. Полифункциональное психофизиологическое тестирование в оценке функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Методические указания. ФГУ «СПб НЦЭПР им. Г. А. Альбрехта ФМБА России», 2011, 60 с.

9. Кучма В. Р., Уланова С. А. Школа как территориальный центр здоровьесбережения в условиях Крайнего Севера. Гигиена и санитария. 2015; 7 (94): 58–63.

10. Баранов С. Н., Киселева М. М. Изменение показателей критической частоты слияния мельканий у студентов после физической нагрузки. Universum: психология и образование. 2017; 7 (37): 14–16.

11. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Надеждин Д. С. и др. Cравнительный анализ психофизиологического развития подростков. Российский педиатрический журнал. 2015; 2 (18): 23–27.

12. Кочина М. Л., Яворский А. В., Маслова Н. М. Особенности влияния разных видов визуальной нагрузки на функциональное состояние зрительной системы детей и подростков. Актуальні проблеми сучасної медицини: Вісник української медичної стоматологічної академії. 2017; 1 (57): 112–116.

13. Sheppard AL, Wolffsohn JS. Digital eye strain: prevalence, measurement and amelioration. BMJ Open Ophthalmol. 2018 Apr 16;3 (1):e000146. doi: 10.1136/bmjophth-2018–000146. eCollection 2018. Review.

14. Porcar E, Pons AM, Lorente A. Visual and ocular effects from the use offlat-panel displays. Int J Ophthalmol. 2016; Jun 18, № 9 (6): 881–85.

15. Hermena EW, Sheen M, AlJassmi M, AlFalasi K, AlMatroushi M, Jordan TR. Reading Rate and Comprehension for Text Presented on Tablet and Paper: Evidence from Arabic. Front Psychol. 2017: 257–73.

16. Кучма В. Р., Рапопорт И. К., Соколова С. Б., Александрова И. Э., Макарова А. Ю., Мустафаева К. Ш., Дорина Л. А., Шарафутдинова Ю. А. Распространенность и оценка использования электронных устройств в учебной и досуговой деятельности школьников 7–8 классов. Сеченовский вестник. 2015; 3 (21): 43–50.

17. Ahmed SF, McDermott KC, Burge WK, Ahmed IIK, Varma DK, Liao YJ, Crandall AS, Khaderi SKR. Visual function, digital behavior and the vision performance index. Clin Ophthalmol. 2018 Dec 10; 12: 2553–2561. doi: 10.2147/OPTH.S187131. eCollection 2018. Review.

18. Sheppard AL, Wolffsohn JS. Digital eye strain: prevalence, measurement and amelioration // BMJ Open Ophthalmol. 2018 Apr 16; 3 (1): e000146. doi: 10.1136/bmjophth-2018–000146. eCollection 2018. Review.

19. Терещенко Е. К. К вопросу о влиянии коэффициента пульсации освещенности на здоровье человека. В сб.: Актуальные проблемы строительства, транспорта, машиностроения и техносферной безопасности: материалы II ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета. Ставрополь, 2014: 288–290.

20. Yoshimoto S, Garcia J, Jiang F, Wilkins AJ, Takeuchi T, Webster MA. Visual discomfort and flicker Vision Res. 2017 Sep; 138: 18–28. doi: 10.1016/j.visres.2017.05.015. Epub 2017 Jul 21. PMID: 28709920.

21. Hill D Review of tablets, laptops and mobile devices — the taste and color. Windows IT Pro/RE. 2014; 4: 68–69.

22. Clark AJ, Yang P, Khaderi KR, Moshfeghi AA. Ocular Tolerance of Contemporary Electronic Display Devices. Ophthalmic Surg Lasers Imaging Retina. 2018 May 1; 49 (5): 346–354. doi: 10.3928/23258160-20180501-08. Review. PMID: 29772045.

23. Мамедова Г. А., Агаев Ф. Т. Cовременные технологии электронного образования. Открытое образование. 2017; 21: 73–79.

24. Bodduluri L, Boon MY, Ryan M, Dain SJ. Normative values for a tablet computer-based application to assess chromatic contrast sensitivity. Behav Res Methods. 2018 Apr; 50 (2): 673–683. doi: 10.3758/ s13428-017-0893-7. PMID: 28411334.

25. Xu WH, Qu JY, Chen YL, Zhang MC. Influence of blue light from visual display terminals on human ocular surface. Zhonghua Yan Ke Za Zhi. 2018 Jun 11; 54 (6): 426–431. doi: 10.3760/cma.j.is sn.0412–4081.2018.06.008. Chinese. PMID: 29895116.

1. Rapoport I. K., Suhareva L. M. Eleven-year longitudinal observation: the prevalence and course of functional disorders and chronic disease among moscow schoolchildren. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ya (Questions of school and university medicine and health). 2019; 1: 19–27 (in Russian).

2. Kuchma V. R. Hygiene of children and adolescents: a textbook for medical highschools. Moscow: GEOTAR-Media. 2013 (in Russian).

3. Kuchma VR, Sokolova SB Basic trends in behavioral health risks. Analiz riska zdorov’yu (Health Risk Analysis). 2019; 2: 4–13 (in Russian).

4. Rapoport I. K., Tsameryan A. P. Peculiarities of forming nervo-mental disorders and visual impairment among Moscow students during the learning process at school. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya (Public health and habitat). 2019; 5 (314): 20–27 (in Russian).

5. Sankov S. V., Kuchma V. R. Hygienic assessment of the impact of the modern schools’ electronic information-educational environment on children. Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. Elektronnoe izdanie (Bulletin of new medical technologies. Electronic edition). 2019; 3 (3): 13–20 (in Russian).

6. Kuchma V. R., Sankov S. V., Barsukova N. K. Health-based characteristics of typography in electronic textbooks. Sanitarnyj vrach (Sanitary physician). 2019; 6: 56–63. (in Russian)

7. Stepanova M. I., Sazanyuk Z. I., Polenova M. A. et. al. Prevention of health impairments in schoolchildren during learning. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal (Russian pediatric magazine). 2011; 3: 46–49. (in Russian).

8. Khazova I. V., Shoshmin A. V., Devyatova O. F. Multifunctional psychophysiological testing in the evaluation of functioning, disability and health. Methodical instructions. Federal State Institution «St. Petersburg Scientific Center G. A. Albrecht FMBA of Russia». 2011. (in Russian)

9. Kuchma V. R., Ulanova S. A. The school as a territorial center of health saving in the Far North. Gigiyena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2015; 7 (94): 58–63. (in Russian)

10. Baranov S. N., Kiseleva M. M. Changes in the critical frequency of flicker fusion in students after exercise. Universum: psikhologiya i obrazovaniye (Universum: Psychology and Education). 2017; 7 (37): 14–16 (in Russian).

11. Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Nadezhdin D. S. et al. Comparative analysis of the psychophysiological development of adolescents. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal (Russian pediatric magazine). 2015; 2 (18): 23–27 (in Russian).

12. Kochina M. L., Yavorsky A. V., Maslova N. M. Features of the influence of different types of visual load on the functional state of the visual system of children and adolescents. Aktual’nі problemi suchasnoї medicini: Vіsnik ukraїns’koї medichnoї stomatologіchnoї akademії (Actual problems of basic medicine: News of the Ukrainian Medical Dental Academy). 2017; 1 (57): 112–116 (in Russian).

13. Sheppard AL, Wolffsohn JS. Digital eye strain: prevalence, measurement and amelioration. BMJ Open Ophthalmol. 2018 Apr 16; 3 (1): e000146. doi: 10.1136/bmjophth-2018–000146. eCollection 2018. Review.

14. Porcar E, Pons AM, Lorente A. Visual and ocular effects from the use offlat-panel displays. Int J Ophthalmol. 2016; Jun 18. № 9 (6): 881–85.

15. Hermena EW, Sheen M, AlJassmi M, AlFalasi K, AlMatroushi M, Jordan TR. Reading Rate and Comprehension for Text Presented on Tablet and Paper: Evidence from Arabic. Front Psychol. 2017: 257–73.

16. Kuchma V. R., Rapoport I. K., Sokolova SB, Alexandrova I. E., Makarova A. Yu., Mustafaeva K. Sh., Dorina L. A., Sharafutdinova Yu. A. The prevalence and evaluation of electronics incorporated into the educational and recreational activity of schoolchildren of 7–8 classes. Sechenovskiy vestnik (Sechenovsky Bulletin). 2015; 3 (21): 43–50 (in Russian).

17. Ahmed SF, McDermott KC, Burge WK, Ahmed IIK, Varma DK, Liao YJ, Crandall AS, Khaderi SKR. Visual function, digital behavior and the vision performance index Clin Ophthalmol. 2018 Dec 10; 12: 2553–2561. doi: 10.2147/OPTH.S187131. eCollection 2018. Review.

18. Sheppard AL, Wolffsohn JS. Digital eye strain: prevalence, measurement and amelioration. BMJ Open Ophthalmol. 2018 Apr 16; 3 (1): e000146. doi: 10.1136/bmjophth-2018–000146. eCollection 2018. Review.

19. Tereshchenko E. K. To the question of the influence of the ripple coefficient of illumination on human health. In the collection: Actual problems of construction, transport, engineering and technosphere safety. Materials of the II-th annual scientific and practical conference of the North Caucasus Federal University. Stavropol, 2014: 288–290 (in Russian).

20. Yoshimoto S, Garcia J, Jiang F, Wilkins AJ, Takeuchi T, Webster MA. Visual discomfort and flicker. Vision Res. 2017 Sep; 138: 18–28. doi: 10.1016/j.visres.2017.05.015. Epub 2017 Jul 21. PMID: 28709920.

21. Холм Д Обзор планшетов, ноутбуков и мобильных устройств — на вкус и цвет. Windows IT Pro/ RE. 2014; 4: 68–69 (in Russian).

22. Clark AJ, Yang P, Khaderi KR, Moshfeghi AA. Ocular Tolerance of Contemporary Electronic Display Devices. Ophthalmic Surg Lasers Imaging Retina. 2018 May 1; 49 (5): 346–354. doi: 10.3928/23258160-20180501-08. Review. PMID: 29772045

23. Mamedova G. A., Agaev F. T. Modern technologies of electronic education. Otkrytoye obrazovaniye (Open Education). 2017; 3 (21): 73–79 (in Russian).

24. Bodduluri L, Boon MY, Ryan M, Dain SJ. Normative values for a tablet computer-based application to assess chromatic contrast sensitivity. Behav Res Methods. 2018 Apr; 50 (2): 673–683. doi: 10.3758/ s13428-017-0893-7. PMID: 28411334.

25. Xu WH, Qu JY, Chen YL, Zhang MC. Influence of blue light from visual display terminals on human ocular surface. Zhonghua Yan Ke Za Zhi. 2018 Jun 11; 54 (6): 426–431. doi: 10.3760/cma.j.is sn.0412–4081.2018.06.008. Chinese. PMID: 29895116.

Данные официальной статистики и результаты исследований свидетельствуют о последовательном ухудшении качества здоровья подрастающего поколения в процессе обучения в школе [1]. Период получения основного общего образования совпадает с выраженными структурно-функциональными сдвигами организма, разбалансировкой гормональных и обменных процессов, когда организм подростков наиболее чувствителен к любым неблагоприятным воздействиям [2]. Результаты международных исследований поведения школьников в отношении здоровья показали, что современные подростки большую часть времени проводят за экранами электронных устройств, что значительно увеличивает их суточную зрительную нагрузку [3]. Нарушения зрения учащихся характеризуется значительным ростом распространенности и неблагоприятным течением [4]. Эта проблема становится особенно актуальной в настоящее время, когда в школах реализуются программы внедрения электронного обучения и электронных учебников [5]. Разработанные электронно-образовательные контенты характеризуются различным шрифтовым оформлением и не соответствуют установленным санитарно-гигиеническим требованиям [6]. Интенсивное реформирование системы образования на фоне неблагоприятных сдвигов в состоянии здоровья обучающихся диктует необходимость в профилактических мероприятиях, в том числе в регламентировании нормативно-методической базы к шрифтовому оформлению активно внедряемых в образовательный процесс инновационных электронных учебников [7]. Для электронного текста должны быть свои гигиенические стандарты, определяющие оптимальные размеры шрифта и текстовых блоков, соответствующих возрастным особенностям восприятия школьников. Особое значение при этом имеет выбор оптимального электронного носителя. В связи с этим представляется актуальным изучение гигиенической безопасности различного шрифтового оформления электронных текстов с учетом специфики электронного носителя для разработки гигиенических требований, обеспечивающих оптимальные условия для зрительной работы.

Для Цитирования:
Саньков Сергей Вячеславович, Сравнительный анализ влияния шрифтового оформления электронных текстов, представленных на ноутбуке и планшете, на состояние зрительного анализатора школьников основного общего образования. Санитарный врач. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: