По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 671.47

Исследование субъективных предпосылок здорового образа жизни у обучающихся общеобразовательных организаций

Денисов Леонид Анатольевич д-р мед. наук, профессор кафедры социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Е-mail: leoden51@mail.ru
Нехорошева Елена Владимировна канд. пед. наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией развития личности и здоровьесбережения, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: sjelene@yandex.ru
Авраменко Вера Григорьевна канд. психол. наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, e-mail: avramenko_vg@mail.ru

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся общеобразовательных организаций. Авторы исходят из признания ведущей роли здорового образа жизни в системе факторов, влияющих на здоровье человека, а также из требований федеральных государственных образовательных стандартов к личностным образовательным результатам в сфере сохранения и укрепления здоровья. Настоящее исследование посвящено интегрированной оценке субъективных предпосылок здорового образа жизни у обучающихся общеобразовательных организаций. В статье представлены результаты анкетирования обучающихся на предмет их отношения к здоровому образу жизни в динамике за трехлетний период. Анализируются статистические данные о субъективных предпосылках здорового образа жизни — представлениях, мотивации, поведении, которые в совокупности определяют отношение к здоровому образу жизни как целостному явлению. Авторы подчеркивают взаимосвязь и взаимовлияние субъективных предпосылок здорового образа жизни на формирование устойчивых привычек здоровьесохраняющего поведения. Методом сопоставительного анализа были выявлены противоречия между знанием и мотивацией, знанием и поведением, мотивацией и поведением. Субъективные психологические предпосылки здорового образа жизни не согласованы и противоречат друг другу, что негативно влияет на формирование привычек здорового образа жизни. Представления о требованиях здорового образа жизни во многом носят характер социально желательных и отражают транслируемые в социокультурном окружении детей когнитивные схемы о здоровом образе жизни. Ценность собственного здоровья не осознается и не проживается, и, как следствие, понимание важности здоровья и здорового образа жизни не способствует закреплению осознанного целенаправленного и устойчивого здоровьесберегающего поведения.

Литература:

1. Устав (конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Нью-Йорк. 1946. 22 июля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lawmix.ru/medlaw/37047.

2. Рахматов А. А. Научные основы здорового образа жизни. Образование и воспитание. 2016; 2: 5–7.

3. Дружилов С. А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека. Современные научные исследования и инновации. 2016; 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// web.snauka.ru/issues/2016/04/66781.

4. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Формирование культуры питания школьников в системе профилактической работы общеобразовательной организации. Санитарный врач. 2019; 11 (190): 52–63.

5. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Насущные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования компетенций здорового образа жизни в образовательном пространстве. Санитарный врач. 2017; 10 (164): 20–31.

6. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МПСИ, МОДЭК, 2011, 400 с.

7. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Маркосян А. А., Авчинникова С. О., Савичева Н. М., Елисеев А. П. Диагностика и формирование стиля здорового образа жизни учащихся и студенческой молодежи: коллективная монография. М.: МГПУ, 2014, 143 с.

8. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Исследование отношения школьников к соблюдению режима дня как важнейшему фактору, определяющему здоровый образ жизни. Санитарный врач. 2019; 9 (188): 62–73.

9. Денисов Л. А. Нехорошева Е. В. Авраменко В. Г. Формирование навыков личной гигиены как направление профилактической работы в образовательной организации. Санитарный врач. 2019; 10 (189): 44–56.

10. Авраменко В. Г., Нехорошева Е. В., Денисов Л. А. Физическая активность в системе воспитания культуры здорового образа жизни в образовательном пространстве Зеленоградского АО г. Москвы. Санитарный врач. 2019; 4: 56–66.

1. Ustav (konstitucija) Vsemirnoj organizacii zdravoohranenija (VOZ) (The Constitution (Constitution) of the World Health Organization (WHO). New York. 1946; 22 July. Electronic resource: http://lawmix. ru/medlaw/37047. (in Russian).

2. Rakhmatov A. A. Scientific foundations of a healthy lifestyle. Obrazovaniye i vospitaniye (Education and upbringing). 2016; 2: 5–7 (in Russian).

3. Druzhilov S. A. Healthy lifestyle as an appropriate human activity. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii (Modern research and innovation). 2016; 4. [Electronic resource]. URL: ttp: //web.snauka.ru/issues/2016/04/66781

4. Denisov L. A., Nekhorosheva E. V., Avramenko V. G. The formation of a culture of nutrition for schoolchildren in the system of preventive work of a general educational organization. Sanitarnyy vrach (Sanitary doctor). 2019; 11 (190): 52–63 (in Russian).

5. Denisov L. A., Nekhorosheva Ye. V., Avramenko V. G. Urgent problems of the prevention of noncommunicable diseases and the formation of the competencies of a healthy lifestyle in the educational space. Sanitarnyy vrach (Sanitary doctor). 2017; 10 (164): 20–31 (in Russian).

6. Myasishchev, V. N. The psychology of relationships. Moscow: MPSI, MODEK. 2011, 400 p.

7. Denisov L. A., Nekhorosheva Ye. V., Markosyan A. A., Avchinnikova S. O., Savicheva N. M., Yeliseyev A. P. Diagnostika i formirovaniye stilya zdorovogo obraza zhizni uchashchikhsya i studencheskoy molodezhi (Diagnosis and formation of a healthy lifestyle style for students and students). Collective monograph. Moscow: Moscow State Pedagogical University. 2014: 143 (in Russian).

8. Denisov L. A., Nekhorosheva Ye. V., Avramenko V. G. A study of the attitude of schoolchildren to observing the regime of the day as the most important factor determining a healthy lifestyle. Sanitarnyy vrach (Sanitary doctor). 2019; 9 (188): 62–73 (in Russian).

9. Denisov L. A. Nekhorosheva Ye. V. Avramenko V. G. The formation of personal hygiene skills as a direction of preventive work in an educational organization. Sanitarnyy vrach (Sanitary doctor). 2019; 10 (189): 44–56 (in Russian).

10. Avramenko V. G., Nekhorosheva Ye. V., Denisov L. A. Physical activity in the system of education of a healthy lifestyle in the educational space of Zelenogradsk Autonomous Okrug in Moscow. Sanitarnyy vrach (Sanitary doctor). 2019; 4: 56–66 (in Russian).

Актуальность темы исследования связана, с одной стороны, с устойчивой тенденцией к ухудшению показателей здоровья детей в нашей стране за последние годы, а с другой — с признанием ведущей роли здорового образа жизни (ЗОЖ) в сохранении и укреплении здоровья человека. Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что здоровье на 50 % зависит от образа жизни человека, по 20 % — от наследственности и состояния окружающей среды и только на 10 % от работы здравоохранения [1]. Формирование стиля здорового образа жизни детей начиная с раннего возраста требует разработки и анализа концептуальных основ здоровья и здорового образа жизни [2–5].

Для образовательных организаций воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни вытекает из требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)1 , в которых определены задачи по формированию компетенций обучающихся в сфере сохранения здоровья.

Так, ФГОС дошкольного образования ставит задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, устанавливает требования к созданию безопасной для психического и физического здоровья детей среды. В соответствии с ФГОС начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. ФГОС основного общего образования направлен на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья; на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»: осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды). ФГОС среднего общего образования направлен на создание условий для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся. Выпускник средней школы — это человек, осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды. Речь идет о личностно-стилевых особенностях реализации норм здорового образа жизни, которые формируются на основе единства познавательных и личностных компонентов. Программа воспитания и социализации обучающихся в части здоровьесбережения в процессуальном аспекте предусматривает такие виды личностной активности, как когнитивный («осознание», «формирование установки», «осознание собственных возможностей», «формирование знаний», «убежденность»); мотивационный («осознанное отношение», «готовность к выбору», «формирование готовности к участию в превентивной деятельности»); деятельностный («овладение здоровьесберегающими технологиями»).

Для Цитирования:
Денисов Леонид Анатольевич, Нехорошева Елена Владимировна, Авраменко Вера Григорьевна, Исследование субъективных предпосылок здорового образа жизни у обучающихся общеобразовательных организаций. Санитарный врач. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: