Актуальность темы исследования связана, с одной стороны, с устойчивой тенденцией к ухудшению показателей здоровья детей в нашей стране за последние годы, а с другой — с признанием ведущей роли здорового образа жизни (ЗОЖ) в сохранении и укреплении здоровья человека. Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что здоровье на 50 % зависит от образа жизни человека, по 20 % — от наследственности и состояния окружающей среды и только на 10 % от работы здравоохранения [1]. Формирование стиля здорового образа жизни детей начиная с раннего возраста требует разработки и анализа концептуальных основ здоровья и здорового образа жизни [2–5].
Для образовательных организаций воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни вытекает из требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)1 , в которых определены задачи по формированию компетенций обучающихся в сфере сохранения здоровья.
Так, ФГОС дошкольного образования ставит задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, устанавливает требования к созданию безопасной для психического и физического здоровья детей среды. В соответствии с ФГОС начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. ФГОС основного общего образования направлен на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья; на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»: осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды). ФГОС среднего общего образования направлен на создание условий для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся. Выпускник средней школы — это человек, осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды. Речь идет о личностно-стилевых особенностях реализации норм здорового образа жизни, которые формируются на основе единства познавательных и личностных компонентов. Программа воспитания и социализации обучающихся в части здоровьесбережения в процессуальном аспекте предусматривает такие виды личностной активности, как когнитивный («осознание», «формирование установки», «осознание собственных возможностей», «формирование знаний», «убежденность»); мотивационный («осознанное отношение», «готовность к выбору», «формирование готовности к участию в превентивной деятельности»); деятельностный («овладение здоровьесберегающими технологиями»).