Железные дороги являются ключевыми двигателями промышленной революции и формирования современного мира. Основы отечественной инженерной школы, транспортной инфраструктуры и градостроительства были заложены в Институте Корпуса инженеров путей сообщения (ПГУПС) в 1809 г. В эпоху переосмысления национальных приоритетов и становления технологического суверенитета, Россия остро нуждается в системном подходе в работе с инженерным наследием. Особое внимание уделяется рассмотрению феномена железных дорог России как ключевого фактора формирования национального пространства, экономики и культуры на протяжении двух столетий. В статье рассматривается актуальность создания Центра инженерного наследия, нацеленного на взаимодействие академической науки, музейной работы и образовательных программ в контексте стратегических приоритетов России.
Научно-техническая библиотека ПГУПС, старейшая специализированная библиотека Санкт-Петербурга, относится к наиболее богатым книжным собраниям города и может похвастаться как объемными коллекциями литературы, имеющей отношение к инженерным наукам, архитектуре, транспорту и строительству, так и истинными жемчужинами мирового печатного наследия. Библиотека была основана одновременно с Университетом (изначально — Институтом Корпуса Инженеров Путей Сообщения) во исполнение Манифеста «Учреждение об управлении водяных и сухопутных сообщений» от 20 ноября (2 декабря) 1809 г. В приложении к Манифесту было предусмотрено создание библиотеки, которая заключала бы в себе «превосходнейшие сочинения и журналы до инженерной науки относящиеся».
Центральному музею железнодорожного транспорта России исполняется в этом году 212 лет. Залы его по-прежнему наполнены посетителями всех возрастов. В Северной столице потрясающее разнообразие и количество музеев — более 200. Это открывает большой выбор для жителей города и его гостей. Однако специфика ЦМЖТ РФ, технический характер его коллекции, отнюдь не сужает круг возможностей музея. О том, как через двести лет музею быть в тренде событий, рассказывает директор одного из старейших научно-технических музеев страны Владимир Иванович Мителенко.
Музей истории и развития Донецкой железной дороги, а ныне экспозиционный комплекс подразделения по сохранению исторического наследия Донецкого филиала Федеральное государственное унитарное предприятие «Железные дороги Новороссии», был открыт 4 августа 2000 года. Четверть века он находится «на страже» бесценных экспонатов, буквально по крупицам собранных энтузиастами и ценителями музейного дела. Все эти годы уникальная коллекция пополнялась благодаря неустанной поисковой работе хранителей отраслевой летописи, финансовой поддержке руководства дороги, и неравнодушных железнодорожников, передававших в музей настоящие реликвии прошлого.
В статье анализируется репрезентация темы железной дороги в произведениях из собрания ГБУ ДНР «Донецкий республиканский художественный музей». Целью исследования является изучение художественных особенностей и идейного содержания работ, посвященных данной теме, в контексте истории развития Донецкой железной дороги, отмечающей 155-летний юбилей. Проведен анализ основных произведений живописи и графики, отражающих индустриальный ландшафт и роль железнодорожного транспорта в жизни региона. Результаты исследования демонстрируют эволюцию художественного осмысления промышленной тематики в советском искусстве с 1930-х по 1970-е годы. Материалы статьи могут быть использованы искусствоведами, историками, музейными сотрудника- ми при подготовке выставочных проектов, научных публикаций и лекционных курсов, по- священных искусству и истории Донбасса.
Железные дороги — один из главных видов транспорта в России. Пожалуй, каждый житель страны хотя бы раз в жизни путешествовал по железной дороге. Но помимо своего прямого назначения — перевозки грузов и пассажиров из точки «А» в точку «Б», железные дороги оказали серьёзное влияние на экономику и оборону страны, искусство, образование и ход истории России. Долгое время историю отечественных железных дорог показывали преимущественно небольшие музеи, функционировавшие при локомотивных депо и на крупных железнодорожных узлах. Ситуация изменилась в 2017 году, когда в Санкт-Петербурге, на родине отечественных стальных магистралей, открылся самый большой в нашей стране и один из крупнейших в Европе железнодорожных музеев — Музей железных дорог России.
Город Нижний Тагил известен как родина первого российского паровоза и первой отечественной железной дороги. Статья посвящена Историко-техническому музею «Дом Черепановых», который открылся в 2004 году в мемориальном здании и входит в состав Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Музей паровозов «Кукушка» расположен в посёлке Талицы Переславского района Ярославской области. Он необычен тем, что, фактически, представляет собой заповедную железную дорогу — коллекция техники размещена на территории исторических станции и депо бывшего Талицко-Плещеевского торфопредприятия, а полигоном для действующих экспонатов служит двухкилометровая ветка, уходящая на Блудово болото вглубь Национального парка «Плещеево озеро». Эти места знакомы многим по повести Михаила Пришвина «Кладовая солнца». Главной же особенностью является тематика музея. Он посвящён «нестандартным» железным дорогам — узкоколейкам.
Более двадцати лет кафедра информационных технологий в креативных и культурных индустриях Сибирского федерального университета занимается поиском и реализацией цифровых решений для сохранения и представления культурного наследия региона. Каждая выпускная студенческая работа — новое предложение, адресованное музеям и иным учреждениям культуры, ищущим новые современные форматы музейного повествования.
В эволюции русской инженерной мысли одним из наименее исследованных периодов является первая половина ХХ века. Это объясняется глобальными переменами в истории страны, уходом из жизни или эмиграцией целого поколения наиболее талантливых и активных ученых и конструкторов, утратой архивов, войнами и политическими событиями. Но эта же эпоха остается и одной из наиболее интересных и плодотворных в развитии инженерной науки, в частности, транспорта и вагоностроения. В России начало ХХ века от- мечено невероятным расцветом инженерной мысли, новыми, подчас футуристическими проектами, которые создает молодое поколение талантливых инженеров. Об одном из них, В.В. Колчеве, впервые публикует биографические материалы его правнук, отдавая дань памяти замечательному профессионалу и гражданину, жизнь которого трагически оборвалась в период расцвета его творчества.