По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

На родине изобретателей первого российского паровоза. Историко-технический музей «Дом Черепановых»

Халяева О.В. редактор МБУК «Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Город Нижний Тагил известен как родина первого российского паровоза и первой отечественной железной дороги. Статья посвящена Историко-техническому музею «Дом Черепановых», который открылся в 2004 году в мемориальном здании и входит в состав Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Литература:

1. Известие о сухопутном пароходе, устроенном в Уральских заводах в 1835 г. // Горный журнал. — 1835. — Ч. 2. Кн. 5. — С. 445–448.

2. Хранители исторического наследия. Музеи Нижнего Тагила : статьи и воспоминания их создателей и сотрудников / Администрация г. Нижний Тагил ; сост. И.Г. Семенов ; ред. Меркушева Э.Р. [и др.]. — Нижний Тагил : Репринт, 2015. Кн. вторая. — C. 55.

3. Хранители исторического наследия : статьи и воспоминания сотрудников Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» / авт.-сост. И.Г. Семенов ; пред. ред. совета Э.Р. Меркушева ; ред.: С.А. Клат, О.В. Халяева ; Нижнетагил. музей-заповедник «Горнозаводской Урал». — Екатеринбург : Баско, 2013. — С. 141.

4. Халяева О.В. Паровозов много не бывает / О.В. Халяева // Музей. — 2015. — № 4. — С. 40–42.

5. Виргинский В.С. Жизнь и деятельность русских механиков Черепановых / АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники. — Москва : Изд-во Акад. Наук СССР, 1956. — 317 с.

В 1834 году крепостные механики Ефим Алексеевич Черепанов и его сын Мирон Ефимович завершили постройку первого в России паровоза. Это событие было описано в № 5 «Горного журнала» за 1835 год, где приводятся следующие сведения о технических характеристиках паровоза: «Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень (853,5 м) чугунным колёсопроводам.

Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 руд (3,3 тонны) тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час (13–16 км/ч). Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5 ½ футов (1676 мм) диаметром 3 футов (914 мм) и из двух паровых лежачих цилиндра длиною 9 дюймов (229 мм), в диаметре 7 дюймов (178 мм). [1]

Развитие горнодобывающей промышленности Демидовых в 1-й пол. XIX века нуждалось в транспорте более мощном, чем лошадь с телегой. Целью механиков Черепановых стало создание «пароходной телеги» для перевозки руды, металла и прочих заводских грузов. Их первый паровоз перевозил грузы со скоростью 13-15 верст в час, а грузоподъемностью обладал до 200 пудов руды за один раз. Второй паровоз Черепановых, сконструированный в 1835 году, стал еще более мощным. При той же скорости, он мог перевозить грузы до 1000 пудов за один рейс.

Благодарные потомки в память о создателях первого паровоза, установили на центральной площади Нижнего Тагила памятник Ефиму и Мирону Черепановым, чей научно-технический подвиг стал предметом гордости тагильчан и национальным достоянием России, а их детище — первый паровоз — стал одним из символов города. Поэтому, не удивительно, что все, что связано с именем и деятельностью механиков Черепановых для тагильчан дорого. В том числе и дом Черепановых, в котором сейчас располагается Историко-технический музей.

Дом механиков Черепановых был построен в первой трети XIX века в стиле позднего русского классицизма предположительно по проекту крепостного тагильского архитектора А.П. Чеботарева. Название этого здания — «Дом Черепановых» — закрепилось задолго открытия в его стенах музея. Согласно «Уставной грамоте 1862 года Выйского завода на усадьбы и покосы» это здание, включая каменный флигель и усадьбу, принадлежало Киприяну Мироновичу Черепанову, старшему сыну Мирона Ефимовича Черепанова. Поскольку дом был построен в 1830-е годы, когда Киприян только появился на свет, дом мог принадлежать только Мирону Черепанову, от которого после смерти, он по наследству перешел его старшему сыну. Эти факты являются прямым подтверждением принадлежности дома семье тагильских механиков и непосредственно, Мирону Ефимовичу Черепанову, одному из создателей первого в России паровоза. [2]

Для Цитирования:
Халяева О.В. редактор, На родине изобретателей первого российского паровоза. Историко-технический музей «Дом Черепановых». Музей. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: