По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музей истории и развития Донецкой железной дороги. Четверть века среди музейных экспонатов

Белоусов И.Б. начальник подразделения по сохранению исторического наследия Донецкого филиала ФГУП «ЖДН»
Донченко Л.М. методист подразделения по сохранению исторического наследия Донецкого филиала ФГУП «ЖДН»

Музей истории и развития Донецкой железной дороги, а ныне экспозиционный комплекс подразделения по сохранению исторического наследия Донецкого филиала Федеральное государственное унитарное предприятие «Железные дороги Новороссии», был открыт 4 августа 2000 года. Четверть века он находится «на страже» бесценных экспонатов, буквально по крупицам собранных энтузиастами и ценителями музейного дела. Все эти годы уникальная коллекция пополнялась благодаря неустанной поисковой работе хранителей отраслевой летописи, финансовой поддержке руководства дороги, и неравнодушных железнодорожников, передававших в музей настоящие реликвии прошлого.

Поскольку деятельность экспозиционного комплекса тесно связана с сохранением исторической летописи Донецкой железной дороги, хотелось бы коснуться ее самых ярких страниц.

Движение поездов по участкам Курско-Харьково-Азовской железной дороги, впоследствии вошедшей в состав Донецкой магистрали, открылось 5 января 1870 года. А уже в 1878 году была построена Донецкая каменноугольная железная дорога, своими рельсовыми нитями охватившая практически весь Донецкий каменноугольный бассейн.

С постройкой железной дороги началось стремительное освоение недр Донбасса, который с начала ХХ века становится крупнейшим промышленным центром сначала России, а затем и СССР. Высокими темпами строились новые шахты, металлургические заводы, электростанции, машиностроительные и химические предприятия, был запущен в эксплуатацию Мариупольский торговый порт. Всплеск промышленного развития потребовал внедрения новых способов транспортировки грузов. Это и послужило поводом к строительству и расширению железнодорожной сети и станций.

Менялись границы железной дороги, часть ее магистральных линий входила в состав Екатерининской железной дороги, но первоначальное название «Донецкая» возвращалось в виде Северо-Донецкой, Южно-Донецкой, а с 1953 года имя «Донецкая железная дорога» прочно заняло достойное место на всей сети железных дорог.

На протяжении многих десятков лет, Донецкая магистраль, неизменно находилась на передовых позициях среди дорог России, Советского Союза, Украины, а это и кривоносовское движение, это и первая на сети механизированная горка на станции Красный Лиман, и первый единый диспетчерский центр управления перевозкам и другие победы. Золотыми буквами навсегда вписаны в славную отраслевую летопись рекордные среднесуточные объемы погрузки в 80-х годах прошлого столетия в более, чем 1 000 000 тонн в сутки или 10% от показателей всей сети железных дороги СССР. Немаловажно отметить, что в 1966 году за успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по перевозкам, внедрение новой техники и прогрессивной технологии, Донецкая магистраль была удостоена высокой государственной награды — орденом Ленина.

Для Цитирования:
Белоусов И.Б., Донченко Л.М., Музей истории и развития Донецкой железной дороги. Четверть века среди музейных экспонатов. Музей. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: