По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Центральный музей железнодорожного транспорта России. Как и через двести лет быть уникальным

Центральному музею железнодорожного транспорта России исполняется в этом году 212 лет. Залы его по-прежнему наполнены посетителями всех возрастов. В Северной столице потрясающее разнообразие и количество музеев — более 200. Это открывает большой выбор для жителей города и его гостей. Однако специфика ЦМЖТ РФ, технический характер его коллекции, отнюдь не сужает круг возможностей музея. О том, как через двести лет музею быть в тренде событий, рассказывает директор одного из старейших научно-технических музеев страны Владимир Иванович Мителенко.

— Уважаемый Владимир Иванович, расскажите, пожалуйста, о Центральном музее железнодорожного транспорта РФ и в чем секрет его популярности?

— Многим жителям города наш музей знаком с раннего детства, ещё с дошкольной поры. Сюда и сегодня любят приходить родители, держа крепко за руку малышню, чтобы рассказать про свои детские впечатления о «паровозном» музее. И всегда хочется в этот диалог добавить, что здание наше построено в 1902 году специально для великолепной технической коллекции, которая начала формироваться с 1813 года. А к началу XX века обрела статус музея ведомства путей сообщения имени Николая I.

У истоков создания коллекции стоял Августин Августинович Бетанкур. Благодаря стараниям выдающегося учёного и изобретателя, вот уже два века музей наглядно рассказывает о научном поиске и достижениях целой плеяды талантливых инженеров. В целом наша коллекция насчитывает свыше 73 тысяч раритетов.

В том числе в наших фондах хранятся 70 редких музейных предметов XIX века, которые напрямую связаны с именем Бетанкура. Подобной коллекции нет больше ни в одном музее мира.

— И даже здание, в котором располагается сегодня музей, также можно назвать раритетом?

— М.И. Хилков министр путей сообщения тех времён, в 1896 году предложил в честь 100-летия со дня рождения императора Николая I, создать в Петербурге музей для различных моделей, сооружений, снарядов и машин с присвоением ему имени основателя железных дорог в России. Эту идею 22 июня того же года одобрил царствовавший в то время Николай II. Помещение выделенного здания оказалось недостаточно для музея, носящего имя императора. Вследствие этого, Государственным Советом было решено построить новое здание на принадлежащей ведомству путей сообщения казенной земле (Юсупов сад), главным фасадом на Садовую улицу. Также было принято решение: направить в Музей имени императора Николая I экспонаты железнодорожного и водного разделов павильона России со Всемирной технической выставки в Париже 1900 года.

Для Цитирования:
Центральный музей железнодорожного транспорта России. Как и через двести лет быть уникальным. Музей. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: