Музей истории Красноярской железной дороги с момента открытия в 1987 году бережно собирает свидетельства истории и развития сибирской железной дороги. На сегодняшний день фонд музея насчитывает более 25 000 единиц хранения. Как, наверное, многие музеи, он ищет современные способы предъявления посетителю музея своих коллекций.
История локомотивов — лишь часть большой истории железной дороги. Именно она и заинтересовала автора проекта трехмерной визуализации локомотивов. Эта технология позволяет создавать интерактивные 3D-модели экспонатов, в нашем случае довольно объемных, что значительно расширяет возможности представления и изучения культурного наследия.
Студенты Сибирского федерального университета (образовательная программа «Прикладная информатика в искусстве и интерактивных медиа») готовы предлагать музею цифровые форматы представления коллекций и отдельных музейных предметов, что и происходит на протяжении ряда лет в форме дипломных проектов, каждый из которых — готовое решение. Такое решение было предложено в одной из работ. Были визуализированы четыре модели, выбранные не случайно, а в соответствии с их историей и ролью в развитии железнодорожной истории.
Первые паровозы в России, включая Сибирь, связаны с именами Ефима и Мирона Черепановых, отца и сына, которые в 1833–1834 годах создали первые отечественные паровозы на Выйском заводе (Нижнетагильские заводы). Они были крепостными Демидовых, которые отправляли своих крепостных на различные предприятия в России и Европе для получения опыта и изучения новейших технических достижений. Бесспорно, Черепановы научились очень многому у европейских инженеров, но не ограничились воспроизведением увиденного, а значительно усовершенствовали конструкцию паровоза.
Если сравнить паровоз Черепановых с паровозом «Ракета» Д. Стефенсона, то можно увидеть весьма существенные различия: при наличии у европейского паровоза 25 трубок, русские инженеры смогли поместить внутрь 80, успешно подняли вопрос обратного хода паровоза, что Стефенсону так и не удалось. При том, что дорога шириной 1645 мм была больше, чем английская на 1435 мм, а, следовательно, и размеры паровоза были больше, Черепановский паровоз имел меньший вес, нежели его иностранный аналог, а ширина дороги обеспечивала большую устойчивость.