Промышленный пейзаж как самостоятельный жанр является значимым культурным феноменом, отражающим процессы индустриализации. Железная дорога, будучи неотъемлемой частью промышленного комплекса Донбасса, стала одним из его выразительных символов. К 155-летию с момента основания Донецкой железной дороги актуальность приобретает комплексный анализ ее культурного образа. Цель данного обзора — на основе коллекции ГБУ ДНР «Донецкий республиканский художественный музей» (ДРХМ) рассмотреть художественное воплощение темы железной дороги и выявить специфику ее интерпретации в работах советских художников.
История Донецкой железной дороги неразрывно связана с промышленным освоением региона. Ее строительство было продиктовано необходимостью обеспечить ресурсами и вывезти продукцию металлургического завода Новороссийского общества в Юзовке. Датой рождения дороги считается 1870 год. Тогда были открыты станции Константиновка, Ясиноватая, Рудничная (позднее Рутченково), Еленовка и Юзово, ставшая центральной, где располагались паровозное депо и ремонтные мастерские. В 1880 году дорога вошла в состав Донецкой каменноугольной железной дороги, а позже — Екатерининской. Это имело огромное экономическое значение, поскольку соединило Донецкий угольный бассейн с Криворожским железорудным районом [1]. Путеводитель 1912 года отмечал, что станция Юзово являлась одной из важнейших на Мариупольской ветви, ее грузооборот достигал 78 млн пудов в год, что свидетельствует о ее стратегической роли в промышленной логистике края [2].
Сохранение индустриального наследия является важной задачей, что подтверждает сотрудничество Донецкого республиканского художественного музея и Музея истории и развития Донецкой железной дороги, открытого в 2000 году в историческом здании паровозного депо станции Юзово.
Тема железной дороги нашла отражение в ряде произведений из фондов ДРХМ. Коллекция включает как живописные, так и графические работы, созданные в период с 1930-х по 1970-е годы. Среди них работы К.Г. Дорохова «Сталино. Мост» (1935) и «Мартены. Завод им. Сталина» (1935), которые положили начало художественному осмыслению темы, заложив основу для её дальнейшего изображения в искусстве. Акцент на железной дороге как неотъемлемой части промышленной мощи и повседневности региона был сделан в линогравюре В.А. Ветрогонского «У стрелки» (1957), картинах И.А. Фатеевой-Соловьевой «Этюд Донбасса» (1959) и «Пейзаж. Железнодорожный мост» (1965), полотне П.А. Шакало «13-й километр» (конец 1960х гг.) и пастели Г.В. Акулова «Днем и ночью идет уголь» (1977). Каждое из этих произведений вносит свой вклад в создание многогранного образа индустриального Донбасса. Наиболее разносторонне тема раскрывается в четырех знаковых работах, представляющих различные стилистические подходы к изображению промышленного пейзажа.