По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Образ железной дороги Донбасса в произведениях собрания Донецкого республиканского художественного музея

Дмитриченкова Е.А. ГБУ ДНР «Донецкий республиканский художественный музей»
Близнюк А.П. ГБУ ДНР «Донецкий республиканский художественный музей»

В статье анализируется репрезентация темы железной дороги в произведениях из собрания ГБУ ДНР «Донецкий республиканский художественный музей». Целью исследования является изучение художественных особенностей и идейного содержания работ, посвященных данной теме, в контексте истории развития Донецкой железной дороги, отмечающей 155-летний юбилей. Проведен анализ основных произведений живописи и графики, отражающих индустриальный ландшафт и роль железнодорожного транспорта в жизни региона. Результаты исследования демонстрируют эволюцию художественного осмысления промышленной тематики в советском искусстве с 1930-х по 1970-е годы. Материалы статьи могут быть использованы искусствоведами, историками, музейными сотрудника- ми при подготовке выставочных проектов, научных публикаций и лекционных курсов, по- священных искусству и истории Донбасса.

Литература:

1. По Екатерининской железной дороге: Выпуск 1: (Введение и часть первая). — 1903. — IV, 193 с., 7 л. ил., карт.: ил.

2. История Донбасса : век XIX-й / В.И. Подов, В.С. Курило. — Луганск, 2001. — 177 с.: табл.

3. Сысоев В.П. Пути и перепутья: Заметки о советской живописи и графике 1960–1970-х годов / В.П. Сысоев. — Москва: Советский художник, 1983. — 271 с.

4. Морозов А.И. Соцреализм и реализм / А.И. Морозов. — Москва: Галарт, 2007. — 271 с.

Промышленный пейзаж как самостоятельный жанр является значимым культурным феноменом, отражающим процессы индустриализации. Железная дорога, будучи неотъемлемой частью промышленного комплекса Донбасса, стала одним из его выразительных символов. К 155-летию с момента основания Донецкой железной дороги актуальность приобретает комплексный анализ ее культурного образа. Цель данного обзора — на основе коллекции ГБУ ДНР «Донецкий республиканский художественный музей» (ДРХМ) рассмотреть художественное воплощение темы железной дороги и выявить специфику ее интерпретации в работах советских художников.

История Донецкой железной дороги неразрывно связана с промышленным освоением региона. Ее строительство было продиктовано необходимостью обеспечить ресурсами и вывезти продукцию металлургического завода Новороссийского общества в Юзовке. Датой рождения дороги считается 1870 год. Тогда были открыты станции Константиновка, Ясиноватая, Рудничная (позднее Рутченково), Еленовка и Юзово, ставшая центральной, где располагались паровозное депо и ремонтные мастерские. В 1880 году дорога вошла в состав Донецкой каменноугольной железной дороги, а позже — Екатерининской. Это имело огромное экономическое значение, поскольку соединило Донецкий угольный бассейн с Криворожским железорудным районом [1]. Путеводитель 1912 года отмечал, что станция Юзово являлась одной из важнейших на Мариупольской ветви, ее грузооборот достигал 78 млн пудов в год, что свидетельствует о ее стратегической роли в промышленной логистике края [2].

Сохранение индустриального наследия является важной задачей, что подтверждает сотрудничество Донецкого республиканского художественного музея и Музея истории и развития Донецкой железной дороги, открытого в 2000 году в историческом здании паровозного депо станции Юзово.

Тема железной дороги нашла отражение в ряде произведений из фондов ДРХМ. Коллекция включает как живописные, так и графические работы, созданные в период с 1930-х по 1970-е годы. Среди них работы К.Г. Дорохова «Сталино. Мост» (1935) и «Мартены. Завод им. Сталина» (1935), которые положили начало художественному осмыслению темы, заложив основу для её дальнейшего изображения в искусстве. Акцент на железной дороге как неотъемлемой части промышленной мощи и повседневности региона был сделан в линогравюре В.А. Ветрогонского «У стрелки» (1957), картинах И.А. Фатеевой-Соловьевой «Этюд Донбасса» (1959) и «Пейзаж. Железнодорожный мост» (1965), полотне П.А. Шакало «13-й километр» (конец 1960х гг.) и пастели Г.В. Акулова «Днем и ночью идет уголь» (1977). Каждое из этих произведений вносит свой вклад в создание многогранного образа индустриального Донбасса. Наиболее разносторонне тема раскрывается в четырех знаковых работах, представляющих различные стилистические подходы к изображению промышленного пейзажа.

Для Цитирования:
Дмитриченкова Е.А., Близнюк А.П., Образ железной дороги Донбасса в произведениях собрания Донецкого республиканского художественного музея. Музей. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: