В истории развития отечественного транспорта совершенно особое место принадлежало паровозостроению и вагоностроению. Даже в наши дни многие из нас едва ли не ежедневно входят в вагоны метро или электричек, едут на дачу и путешествуют по стране. Однако мы подчас не задумываемся о том, какой сложный путь прошло вагоностроение в нашей стране с первых лет своего возникновения во второй четверти XIX века. Поначалу оно находилось в достаточно большой зависимости от импортных поставок, и только в последней четверти этого столетия обрело, наконец, долгожданную динамику, опираясь на собственные технические ресурсы и инженерные разработки.
Большую позитивную роль в развитии отечественного вагоностроения играли инженеры — выпускники Технологического института императора Николая I и Института инженеров путей сообщения императора Александра I. Об одном из них, Викторе Васильевиче Колчеве (1884–1937), вся жизнь которого была связана с этой областью инженерной науки, впервые расскажем в этой статье.
Он родился 6 сентября 1884 года в г. Моршанске Тамбовской губернии в семье священника храма св. Марии Магдалины Василия Яковлевича Колчева, в 1901 г. окончил Моршанское реальное училище, а в 1902 г. — дополнительный класс этого училища [1, Л. 10–11]. В этом же году юноша подает заявление на имя директора института: «Желая для продолжения образования поступить в Технологический институт, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство о допущении меня к конкурсным испытаниям и, если окажусь годным, зачислить в число студентов первого курса на механическое отделение, если же конкурс на механическое отделение не выйдет, то принять на химическое» [1, Л. 1]. Проучившись вначале на химическом отделении и сдав дополнительный экзамен по математике, он в 1903 г. переходит на механический факультет [1, Л. 24, 26], который с успехом завершает в 1910 г. со званием «инженер технолог-механик (подвижной состав железных дорог)».
Еще в период учебы, В.В. Колчев проходит практику в качестве слесаря и помощника машиниста на станции Малая Вишера Николаевской железной дороги. По окончании института служит паровозным машинистом и мастером паровозной мастерской. В 1911 г. переходит на работу вначале в паровозные, а с началом Первой Мировой войны — в вагонные мастерские помощником начальника отдела. Высокая профессиональная квалификация, производственный опыт и авторитет среди рабочих способствуют продвижению по службе. За следующее десятилетие он последовательно занимает должности помощника начальника вагонного отдела службы тяги (1914–1917), помощника начальника главных вагонных мастерских (1917–1918), помощника комиссара главных вагонных мастерских по технической части (1918–1920), начальника главных паровозных мастерских — помощника директора завода (1920–1929), и. о. начальника завода (1920–1921), начальника производственного отдела завода (1929), главного инженера завода (1929–1930, 1933–1934).