Музеи и до этого года использовали нейросети и искусственный интеллект (ИИ), но именно весной 2023 года произошел бум использования генерирующих ИИ, волна которого дошла и до российских музеев. При вдумчивом использовании нейросетей в музеях, этот инструмент может не только «развлекать» посетителей в социальных сетях, но и стать помощником в научной и другой деятельности.
Приоритетным направлением в работе музея является проведение полевых исследований на территориях традиционного природопользования коренных народов Севера. В Югре издревле проживают народы ханты и манси, относящиеся к финно-уграм. Основные занятия — охота, рыболовство, собирательство, оленеводство. Промышленное освоение края вносит свои коррективы в размеренную жизнь аборигенов. На сегодняшний день самобытная культура обских угров на многих территориях становится историей. Тем важнее успеть зафиксировать ее проявления, собрать информацию от непосредственных носителей культуры. Музейные экспедиции работают на отдаленных территориях ежегодно и в разные сезоны, собирая не только экспонаты для будущих выставок, но и всю сопутствующую информацию о каждом предмете (среда, истории, факты, легенды).
Бытийный, онтологический смысл духовной музыки является исходной точкой для изучения хоровой партитуры, в основе которой — сакральный текст. Профессиональное освоение нового материала происходит двумя путями: первый — нотный текст, второй — богословие. Основной богословской задачей становится проникновение в смысл богослужебного текста. Созерцание как способ отношения к миру и способ построения музыкальной формы, которая, по словам С. Губайдулиной, являет метафору закона всемирного тяготения своей интегрирующей ролью в искусстве: «связать, слить воедино Творца и его творение». Это позволяет и пребывать в традиции, и быть свободным от неё. Язык традиции, попадая в новую формообразующую среду, также оказывается преображённым. И это сообщает современной хоровой духовной музыке преемственность, соединяет новый этап её развития с традицией.
Владивосток — морской город, построенный на контрадикции моря и суши, на контрасте Запада и Востока, Время и пространство здесь ощущается иначе, и эти понятия невозможно измерить ни в секундах, ни в километрах. Это время состоит из расставаний и встреч, из ожидания и возвращения. Выставка необычна тем, что в ней нет героев в привычном смысле слова. Ими здесь являются обычные жители Владивостока, моряки, рыбаки, их родители, жены, дети. Их опыт, их переживания, их чувства и ощущения, их воспоминания и составили концептуальную основу экспозиции.
В статье, посвященной концепции проекта «Звуки Басмании», анализируется проблема музеефикации звуковых ландшафтов города. В контексте изучения и сохранения звука как музейного объекта рассматривается специфика звука как канала восприятия и как культурного феномена. Звуковой ландшафт города представляется как комплексный объект, состоящий из источников звука и изменяющей эти звуки среды. Рассматриваются методы звукового картографирования и представления звуковых карт пользователям/ слушателям/посетителям и их перспективы в музейных проектах.
В 2020 году в Самарском литературном музее был запущен выставочный проект «Толстой: смена оптики», реализованный при поддержке Российского фонда культуры. Этот проект стал попыткой поиска новых подходов к предъявлению фигуры писателя Алексея Николаевича Толстого посетителю музея. В статье подробнее рассказывается об опыте совмещения в рамках конкретного литературного музея классической экспозиции с мемориальным пространством и новых выставочных форм, актуализирующих культурное наследие путем обращения к насущным вопросам современности.
В конце 2023 года в Самаре откроется филиал Третьяковской галереи. Филиал расположится в памятнике архитектуры федерального значения «Фабрике-кухне завода им. Масленникова», шедевре конструктивизма, спроектированном женщиной-архитектором Екатериной Максимовой в начале 1930-х гг. С 2019 года идет работа по созданию музея и заполнению бывшего индустриального объекта художественными смыслами. Статья более подробно расскажет об одной из составляющих будущего филиала — проекте «Музей Фабрики-кухни».
Старинные петербургские дома, расположенные в центральной части города, хранят не только истории частной жизни их владельцев и жильцов, но и сюжеты, имеющие значение в контексте культурного пространства целого города или даже страны. В.С. Голенищев был одним из первых российских ученых-египтологов. Предприняв несколько самостоятельных путешествий в Египет, он собрал огромную коллекцию предметов культа, быта, декоративно-прикладного искусства. Примерно с 1898 по 1910 год коллекция хранилась в доме Голенищева на Моховой ул., 15. Предметы были сосредоточены в экспозиционных помещениях, оборудованных верхним светом и витринами. Жизненные обстоятельства вынудили В.С. Голенищева продать коллекцию в собственность государства.
Из чего состоит нематериальное наследие города, как уловить Дух места, сотканный из оттенков, ритмов, интонаций исторической памяти (коллективной и культурной). Данное исследование нацелено на определение эволюционной устойчивости (преемственности) дореволюционных укладов в современной системе деятельности города и предложении новых сценариев устойчивого развития деятельности в границах исторического поселения.
Историко-архитектурная среда играет особую роль в создании и сохранении своеобразия исторических поселений и их неповторимости. При разработке Концепции устойчивого развития исторического поселения федерального значения города Чистополя Республики Татарстан обращено особое внимание на проблемы его исторической среды, как элемента идентичности, и возможные пути их разрешения. Для создания условий преемственного развития территории исторического поселения, с сохранением его индивидуальности разработчиками Концепции выявлены ключевые элементы исторической памяти и объекты исторической среды, определены критерии их оценки. На этом основании предложено градостроительное зонирование, которое поможет существенно разнообразить сценарии, повысив тем самым привлекательность города, в том числе туристическую, и в то же время расширит сферу занятости, предложенный набор видов разрешенного использования сможет стать основой новых индустрий города, что внесет определенные коррективы в социально-экономическую стратегию города Чистополь.
Незаметные преобразования социально-экономической среды конкретной территории способны запустить механизм активной трансформации внутренней системы музея. Появление новых государственных и коммерческих компаний на рынке, развитие образовательных, социальных, добровольческих инициатив — подобные изменения напрямую или опосредованно влияют на внутреннее и внешнее состояние музейной институции. В свою очередь, сам музей сегодня выступает актором социокультурных трансформаций: оказывает существенное влияние на общество, запускает и поддерживает коммуникационные процессы.