Современное общественное пространство, в котором находится и развивается каждый музей, явно влияет на его функции и структуру. Даже почти незаметные преобразования социально-экономической среды конкретной территории способны запустить механизм активной трансформации внутренней системы музея. Даже небольшие изменения городской или сельской территории в плане благоустройства, появление новых государственных и коммерческих компаний на рынке, развитие образовательных, социальных, добровольческих инициатив — подобные изменения напрямую или опосредованно влияют на внутреннее и внешнее состояние музейной институции. В свою очередь, сам музей сегодня выступает актором социокультурных трансформаций: оказывает существенное влияние на общество, запускает и поддерживает коммуникационные процессы. При отсутствии же у музея четкого понимания реальных социальных условий, в которых он функционирует, институция, к сожалению, остается лишь номинальной организационной структурой, не способной оказывать заметное влияние на общественные процессы. Именно поэтому настолько важно музейным работникам постоянно изучать современную социальную повестку, проводя анализ социально-демографических, политических, экономических, культурных изменений.
Системный анализ социальных тенденций позволяет музею грамотно корректировать свою внутреннюю и внешнюю политику, гибко налаживать горизонтальные и вертикальные социальные связи, достаточно быстро реагировать на болевые «точки» территории в целом или отдельной социальной группы.
Основные тезисы, характеризующие новые сложные и зачастую парадоксальные трансформационные процессы, происходящие в нашем мире сегодня, связаны с понятиями «свобода», «скорость», «время», «пространство». От плотного, структурированного, иерархичного мира происходит переход к миру текучему и пластичному, свободному от границ, социальных условий и обязательств в жизни отдельного человека, отдельного государства и мира в целом. Известный современный социолог Зигмунт Бауман предложил термин «текучая» или «жидкая» современность, обозначая переход к новой исторической реальности и, как следствие, глубокие и радикальные трансформации всех сфер человеческой жизни.