В 2019 году ИКОМ выработал новое определение понятия «музей». Оно не было принято, но стало альтернативным вариантом, который отражает специфику музея в современном мире. Согласно нему, музей — демократическое, полифоническое пространство для ведения критического диалога между прошлым и будущим, который ведет к равенству, социальной справедливости и экологическому здоровью планеты. Диалог между прошлым, настоящим и будущим — не просто красивое словосочетание, которое ИКОМ использовал в альтернативном определении. В эпоху метамодерна кризис идентичности и стремление найти себя достигло пика, и музей стал площадкой, где такой поиск стал возможен как нигде больше.
Литературные музеи, наряду с краеведческими и художественными, — один из самых распространенных типов музеев в России. Они могут заниматься изучением истории и теории литературы, могут быть посвящены конкретному писателю или даже литературному персонажу. Экспозиционная деятельность литературных музеев имеет свою специфику, так как они в большей степени, нежели другие музеи, работают не только с историческими артефактами (материальным наследием), но и с наследием нематериальным. При этом отечественные литмузеи в большинстве своем достаточно консервативны и не отходят от заданного еще в советское время направления на идеализацию меморируемого героя, ценность которого для потенциального посетителя музея считается априорной.
Экспозиция Самарского литературного музея, посвященная Алексею Николаеву Толстому, была открыта в 1983 году к столетию со дня рождения писателя. Сотрудники музея проделали огромную работу по сбору документальных материалов и экспонатов, была воссоздана мемориальная квартира, а художественно-архитектурный проект подготовил Ленинградский комбинат живописно-оформительского искусства. До наших дней эта экспозиция дошла практически в неизменном виде — 6 залов, в хронологическом порядке освещающих биографию Толстого: «Детство», «Реальное училище», «Начало творчества», «Первая мировая война и эмиграция», «Советский зал» и зал «Великая Отечественная война». Она наполнена большим количеством оригиналов документов и фотографий, личными вещами писателя и его семьи, но сама по себе не создает как-либо цельного нарратива о своем главном персонаже. Без рассказа экскурсовода самостоятельное знакомство с фотографиями и книгами в витринах не формирует у посетителя живого образа писателя.