По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Традиции современной хоровой духовной музыки: хормейстер как реставратор смыслов

Елена Чистая композитор, член Национального Союза композиторов Украины

Бытийный, онтологический смысл духовной музыки является исходной точкой для изучения хоровой партитуры, в основе которой — сакральный текст. Профессиональное освоение нового материала происходит двумя путями: первый — нотный текст, второй — богословие. Основной богословской задачей становится проникновение в смысл богослужебного текста. Созерцание как способ отношения к миру и способ построения музыкальной формы, которая, по словам С. Губайдулиной, являет метафору закона всемирного тяготения своей интегрирующей ролью в искусстве: «связать, слить воедино Творца и его творение». Это позволяет и пребывать в традиции, и быть свободным от неё. Язык традиции, попадая в новую формообразующую среду, также оказывается преображённым. И это сообщает современной хоровой духовной музыке преемственность, соединяет новый этап её развития с традицией.

Литература:

1. В.Н. Холопова, Э. Рестаньо. София Губайдулина М., «Композитор». — 1996 г.

2. П.А. Флоренский. Иконостас: избранные труды по искусству, СПб.: Мифрил, Русская книга. — 1993 г.

3. Илмарс Шлапинс. Интервью с Арво Пяртом. Rigas laiks 23 января 2008 г.

4. В.С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., «Искусство». — 1991 г.

Любое соприкосновение с хоровой духовной музыкой предполагает погружение в богословские и философские воды. Для музыканта, сталкивающегося с духовной музыкой в качестве исполнителя/слушателя/исследователя, это ещё и урок. Прежде всего, урок метафизический: это опыт прямого взаимодействия через музыку с сущностью мироздания. Философ и богослов В.С. Соловьев нашел для этого явления термин: «теургическое искусство». Этот бытийный, онтологический смысл духовной музыки и является исходной точкой для изучения хоровой партитуры, в основе которой — сакральный текст. Профессиональное освоение нового материала начинается, таким образом, с одной стороны — с собственно партитуры, а с другой — с собственно богословия. Основной богословской задачей становится проникновение в смысл богослужебного текста.

Молитвенный текст — обретение формулы божественного на языке земного. Каждое время прочитывает эти вневременные тексты по-своему. Это обязанность времени по отношению к священным текстам. Множество личных прочтений оказывается в итоге прочтением «от лица времени». Новое прочтение сакрального текста проявляет в нём нечто ранее скрытое, но сейчас обнаруженное. Трудность в том, чтобы этот обнаруженный новый смысл «вошёл в систему», был принят и усвоен. Есть несколько специальных проблем, связанных с изучением хоровой духовной музыки, на которых следует задержать внимание:

1) особое художественное время, требующее переосмысления отношения к темпу в музыке;

2) связь с вековой традицией и одновременно её преодоление в современной хоровой партитуре;

3) особенности нотного текста каждого композитора, его собственные сакральные музыкальные формы и формулы, его способ соединения с молитвенным текстом и — шире — способ соединения с божественным через создание своего звукового мира. Остановимся на каждом пункте.

- Первое. В современном исполнении духовной музыки наблюдается формирование нового отношения к медленному темпу. Суть его заключается в том, что сознание композитора находится как бы внутри медленного движения, являющегося некоей постоянной, особым образом организующей художественные процессы в сочинении. Медленный темп становится своеобразной средой обитания музыки и полем композиторских поисков. Это новое ощущение медленного в музыке двух — трёх последних десятилетий стимулировало находки в области построения крупных однородных форм в медленном темпе таких композиторов, как А. Пярт, В. Сильвестров, Г. Канчели, А. Кнайфель. Три составляющих: 1) новое ощущение времени; 2) медленный темп; 3) преображённое сознание, — смыкаются в одной категории: созерцание. Созерцание — термин, пришедший в светское сознание из религиозного опыта. Это некий вестник иного в буднях, абсолютизирующих prestissimo; его противовес, альтернатива. Отличительная черта многих современных сочинений, где медленное развёртывание — некая данность, заключается в том, что эта музыка базируется не на диалектическом восприятии мира, а на метафизическом его восприятии. Неспешность изложения позволяет автору (а также исполнителю и слушателю) погрузиться в рассмотрение окружающих предметов и явлений (даже самых простых и незаметных), по-новому осознать их ценность и неповторимость и выйти из этого процесса постижения мира обновлённым. Медленный темп концентрирует силы на внутреннем. И в этом усилии вхождения внутрь сознания/музыки/явления медленно и трудно копятся ресурсы для нового качества, которое может выразиться совсем просто — одним звуком, аккордом, особым тембром или приёмом игры... Но предшествующий контекст даёт ему силу преображения. Именно это качество простого использует минимализм как самый эффективный приём. Преображение одного и того же материала происходит не в результате «динамического сопряжения тематизма» (Ю. Тюлин), как в сонатной форме, а в итоге погружения в однородный материал и извлечения из него всё новых и новых смыслов, т.е. его созерцания, которое в определённый момент даёт тематизму новое качество. Это своеобразное «исполнение времён»: в результате углубления в явление достигается некая «полнота бытия», и явление становится не обыденным, а бытийственным.

Для Цитирования:
Елена Чистая, Традиции современной хоровой духовной музыки: хормейстер как реставратор смыслов. Музей. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: