В Концепции по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристических возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года, утвержденной Минкультуры России1, основополагающим принципом исторического поселения определено наличие в его границах не только объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране, но и средовых зданий. В документе отмечается особая роль рядовой традиционной застройки в сохранении духа места исторических поселений, их своеобразия и неповторимости.
Одной из основных угроз сохранению исторической среды является получившая в последнее время широкое распространение в различных регионах России бесконтрольная перестройка старых зданий, активное использование пластиковых окон, сайдинга и других современных материалов при их облицовке. В ходе такой перестройки искажается силуэт здания в результате изменения формы крыши, меняются его габариты в результате появления пристроек, изменяется композиция фасадов из-за растески и перебивки проемов и уничтожается фасадный декор. Использование новой облицовки поверх существующего фасада упрощает облик здания до примитивных однородных форм, скрывая все архитектурные детали и особенности. Вследствие такой перестройки здание физически сохраняется, но теряет все или большинство признаков, которые и делают его исторически ценным градоформирующим объектом2. И здесь возникает вопрос, каковы пределы допустимых изменений? Нормативно-правовые акты, регламентирующие такие изменения исторически ценных градоформирующих объектов в каждом отдельно взятом историческом поселении, по-разному формулируют ответ на этот вопрос. Например, в документе, утверждающем предмет охраны исторического поселения города Казани3, указано, что охране подлежат исторически ценные градоформирующие объекты, их основной объем и стилистические особенности решения исторических фасадов, формирующих общественные городские пространства, конфигурации крыш, исторические материалы отделки фасадов и материал кровли.