По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дорогие читатели!

Сентябрьский номер журнала посвящен нематериальному наследию. В августе правительство России утвердило положение о федеральном реестре объектов нематериального этнокультурного достояния России. Постановление Правительства РФ от 3 августа 2023 г. № 1277 «Об утверждении Положения о федеральном государственном реестре объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации», о порядке его формирования и ведения. Постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Оператором реестра определено Министерство культуры.

Традиционно понимаемое нематериальное культурное наследие является совокупностью присущих этническим общностям духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, а также воссоздание и современные тенденции развития данного образа жизни, традиций и форм их выражения.

Авторы на страницах этого номера раскрывают разные аспекты не простого, все время норовящего ускользнуть от фиксации, нематериального наследия. Как сохранить не только традиции, но и услышать интонацию времени, ритм, как смысл. Как передать эмоциональный опыт встреч и расставаний, бесконечных, тягучих ожиданий. Как сохранить звуки города. Уезжать или остаться — муки выбора, трудности переездов и перемен иллюстрирует выставка «Толстой. Смена оптики». Как сохранить дух места и энергию созидания – делятся с нами В.В. Герасимов и группа исследователей из Казани: М. Леонтьева, Э. Дусаева, С.Г. Персова, Н.Е. Троепольская, Л.Ш. Сайфуллина, И.В. Карпова.

Научное наследие – сохранение и трансляция не только открытий и достижений, но и поиска идей, неочевидных открытий, тупиковых путей. Мария Гадас и Ирина Дворецкая создали семейную выставку «На языке правил и исключений. Наука и искусство», организованную совместно с Политехническим музеем. Экспозиция посвящена взаимоотношениям двух основных видов человеческой деятельности: науки и искусству, многообразию проявлений их взаимных влияний.

«Краткая история отсутствия» на ГЭС-2 — выставка, посвященная отсечению, отказу, освобождению художественных работ от казавшихся ранее обязательными атрибутов, приглашает к разговору о том, как отказ от ключевых элементов произведения искусства расширяет границы художественного поля. Прологом выставки выступает произведение Джона Кейджа «4′33″» (1952), один из самых радикальных жестов в современной академической музыке. Как работает произведение, лишаясь названия? Что происходит с искусством, когда оно покидает пределы выставочных залов? Как отказ от традиционного разделения между произведением и созерцающей его публикой открывает новые горизонты эстетического опыта? Каким образом художник передоверяет создание произведения другим людям или даже нечеловеческим агентам? Что возникает на месте пустоты? Как отсутствие некоторых частей трансформирует целое?

Этот номер — приглашение к размышлению: что мы сохраняем? Где границы между материальным и нематериальным наследием? В чем смысл предметного мира? В последнее время появилась тенденция создавать экспозиции без музейных предметов. Согласно действующему законодательству, музей без коллекций быть не может, но некоторые экспозиции уже демонстрируют нам этот опыт. Можно ли обойтись без музейных предметов, если мы работаем со смыслами?

Приглашаем к диалогу о нематериальном наследии, подходах изучения, сохранения и популяризации музейных коллекций, содержащих не столько предметы, сколько дух эпохи, импульс открытий, эмоциональный опыт, смысл интонации истории.

С глубоким уважением, Татьяна Мартынова

Язык статьи:
Действия с выбранными: