В статье излагаются концептуальные основания внешней (формирующейся) политики Российской Федерации и особенно ее внешнеэкономического компонента, которые развивал автор, находясь в первом эшелоне высших государственных деятелей в 1990–1993 гг. Проблема излагается в широком контексте проводимых в те времена экономических, политических, социальных и культурных трансформаций, формирования нового интеграционного объединения постсоциалистических стран – Содружества Независимых Государств (СНГ). Представлены и развиты основные принципы и цели России в ее международных отношениях на полноценной и равноправной основе. Обосновано, почему для России СНГ и такие страны, как Украина, Белоруссия и Казахстан, должны иметь приоритеты не только в сфере хозяйственных, но и политических и культурных отношений; выведена «теория колец» по иерархии внешних приоритетов. Все эти и другие вопросы рассматриваются автором на общем фоне глубоких реформ, сопровождающихся неслыханным падением производства, ухудшением уровня жизни народа и ухудшением международных позиций России. Эти колоссальные издержки того периода стали результатом не только и не столько неких «объективных причин», как любят до сих пор объяснять их ельцинисты. Их истинной причиной были: непрофессионализм и самонадеянность ельцинских правительств (и Гайдара, и Черномырдина), авантюризм, рискованные социально-экономические эксперименты на десятках миллионов людей («сплошные приватизации», как в свое время большевики осуществляли «сплошные коллективизации»); стремление президентско-правительственной власти к принятию единоличных решений на «кулуарной основе», в обход парламента, не считаясь с волей и настроениями общества. Автор представил развернутую теоретическую концепцию для формирования внешнеэкономической и международной политики России и ее полноценного участия в системе международных экономических и политических отношений, в формировании общего экономического пространства в СНГ и в целом на Европейском континенте.
Статья посвящена анализу состава антиглобалистского движения, его идей и действий. В статье анализируются основные направления глобализации, подвергающиеся критике со стороны антиглобалистов. На основе проведенного анализа делается вывод о необходимости учета в практике современной фазы глобализации идей, высказываемых противниками этого процесса.
В данной статье изменение климата, дефицит воды и нехватка продовольствия анализируются с точки зрения теории общественного блага. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству в области решения данных проблем. Противодействие климатическим изменениям является глобальным общественным благом, что делает возможным активную международную кооперацию в этой сфере. Противодействие дефициту воды и продовольствия является глобальным мериторным благом, а потому международное сотрудничество в этих областях затруднено. Переход к комплексному противодействию основным глобальным проблемам рассматривается автором в качестве наиболее эффективного способа их разрешения.
Выделены основные барьеры, препятствующие переходу российского минерально-сырьевого комплекса (МСК) на новую траекторию роста. Сформулирована целевая миссия МСК в новой системе глобальных координат. Обоснованы приоритеты развития МСК России в контексте подготовки российской экономики к встраиванию в новую волну технико-экономического развития.
Результат интеграционного сотрудничества такого объединения государств, как ЕврАзЭС, определяется достижением последовательности целей экономического объединения, стратегической целью которых является образование валютного союза стран. Как показал опыт введения единой валюты в Евросоюзе, достижение стратегической цели может быть достигнуто на основе новой единой валюты, но возможен и другой механизм – через последовательное расширение сферы деятельности российского рубля.
Статья посвящена мерам принимающих стран, в особенности государств – членов Европейского союза, по повышению контроля и ограничению инвестиций суверенных фондов благосостояния в ответ на значительный рост указанных инвестиций. В статье рассматриваются опасения принимающих стран в отношении деятельности суверенных фондов благосостояния. Дается анализ правовых механизмов регулирования иностранных инвестиций в Европейском союзе.
Статья посвящена анализу глобальных монетарных условий, сформировавшихся в посткризисный период. Подробно анализируется инструмент «количественного смягчения». Предлагаются наиболее вероятные сценарии дальнейшей динамики ВВП и инфляции в ключевых экономиках, а также возможные комбинации кредитно-денежных режимов в развитых и развивающихся странах.
Многие транснациональные банки (ТНБ) через свои спекулятивные финансовые операции, особенно на рынке ипотечных кредитов США, сыграли весомую негативную роль в зарождении и развертывании мирового финансово-экономического кризиса 2008 / 2009 гг. Вместе с тем они сами оказались в сложном положении, в ряде случаев на грани банкротства. Ряд государств приняло комплекс антикризисных мер по стабилизации финансово-экономического положения ТНБ и недопущению их «обвала». Эти меры рассматриваются в данной статье, показан их противоречивый характер.
Анализ динамики мировых финансовых рынков позволил автору сделать вывод об усилении азиатских финансовых центров. Далее в статье проводится исследование развития отдельных сегментов российского рынка ценных бумаг под влиянием изменений, происходящих на мировых финансовых рынках.
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РЫНКА (ИПР РАН) ОРГАНИЗОВАН ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРЕЗИДИУМА АН СССР В 1990 Г. НА БАЗЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА И НАЧАЛ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ С 1 ФЕВРАЛЯ 1991 Г. В СОСТАВЕ ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК