По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Глобальные проблемы климата, воды и продовольствия с позиции теории общественного блага

Макаров И. А. младший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», E-mail: imakarov@hse.ru

В данной статье изменение климата, дефицит воды и нехватка продовольствия анализируются с точки зрения теории общественного блага. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству в области решения данных проблем. Противодействие климатическим изменениям является глобальным общественным благом, что делает возможным активную международную кооперацию в этой сфере. Противодействие дефициту воды и продовольствия является глобальным мериторным благом, а потому международное сотрудничество в этих областях затруднено. Переход к комплексному противодействию основным глобальным проблемам рассматривается автором в качестве наиболее эффективного способа их разрешения.

Литература:

1. Браун Л. Как избежать климатических катастроф?: План Б 4.0: спасение цивилизации. – М., 2010.

2. Кокорин А. О. Ход международного переговорного процесса по проблеме глобального изменения климата. Обзор по состоянию после Конференции РКИК ООН в Канкуне, декабрь 2010 г.: http://www.wwf.ru / data / programes / climate / kokorin-postcancun-20dec.doc

3. Медведев С. А., Томашов И. А. Концепция глобальных общественных благ: возможности и ограничения // Мировая экономика и международные отношения, № 12, 2010. С. 38–47.

4. Мортиков В. К вопросу о сущности и типологии международных общественных благ // Вопросы экономики, № 3, 2005. С. 131–141.

5. Рубинштейн А. Общественные интересы и теория публичных благ // Вопросы экономики, № 10, 2007. С. 90–113.

6. Cominelli E., Galbiati M., Tonelli C., Bowler C. Water: the Invisible Problem // European Molecular Biologi Organization, EMBO reports. Vol. 10. No. 7, 2009. P. 671–676.

7. Grasso M. Climate Change: The Global Public Good // Working Papers 75, University of Milano-Bicocca, Department of Economics, May 2004.

8. Harding J. What We’re about to Receive // London Review of Books. Vol. 32. No. 9, 2010. P. 3–8.

9. Intergovernmental Panel on Climate Change. Climate Change 2007: Synthesis Report / R. K. Pachauri, A. Reisinger (Eds.). Geneva, 2007.

10. Kossoy A., Ambrosi P. State and Trends of the Carbon Market 2010. The World Bank, 2010: http://siteresources.worldbank.org / INTCARBONFINANCE / Resources / State_and_Trends_of_the_Carbon_ Market_2010_low_res.pdf

11. Nordhaus W. Global Public Goods and the Problem of Global Warming. Annual Lecture in Institut d’Economie Industrielle (IDEI). Toulouse, 1999: http://idei.fr / doc / conf / annual / paper_1999.pdf

12. Rogers P., Bhatia R., Huber A. Water as a Social and Economic Good: How to put the Princirle into Practice. – Stockholm, Global Water Partnership, TAC Background Papers. No. 2, 1998.

13. Samuelson P. The Pure Theory of Public Expenditure // Review of Economics and Statistics. Vol. 36. No. 4, 1954. P. 387–389.

14. World Economic Forum Water Initiative. Draft for Discussion at the World Economic Forum Annual Meeting. 2009: http://www3.weforum.org / docs / WEF_WI_ FutureWaterNeeds_2009.pdf

15. Yang H., Wang L., Zehnder A. Water scarcity and food trade in the Southern and Eastern Mediterranean countries // Food Policy. No. 32, 2007. P. 585–605.

Проблема общественных благ и связанных с ними провалов рынка вот уже в течение нескольких десятилетий является одной из ключевых в развитии экономической мысли. Считается даже, что общественные блага имеют в экономической науке особую миссию, являясь своеобразным тестом для любой экономической теории: если теория не способна корректно решить связанную с ними проблему безбилетника, то она едва ли представляет какую-либо научную ценность [5, c. 94].

Согласно классическому определению, предложенному П. Самуэльсоном, под общественным благом следует понимать то благо, которым «пользуются сообща в том смысле, что потребление каждым индивидом такого блага не приводит к уменьшению объема потребления этого блага каким-либо другим индивидом» [13, c. 387]. Из определения следуют два важнейших свойства общественных благ – неисключаемость (невозможность отстранения какого-либо субъекта от извлечения выгоды, возникающей в связи с потреблением общественного блага) и неконкурентность (потребление блага одним субъектом не делает невозможным его потребления другим) [7, c. 9]. Первое из этих свойств порождает проблему безбилетника – отсутствие экономических стимулов платить за общественное благо в условиях, когда невозможно исключение экономического агента из его потребления.

Очень часто общественному благу противостоит общественное зло, представляющее собой ту проблему, на решение которой направлено общественное благо [3, c. 45]. К примеру, общественным злом являются безграмотность, распространение инфекционных заболеваний, изменение климата, распространение преступности и т. д.

Производство и распределение общественных благ традиционно относятся экономистами к области провалов рынка, что определяет необходимость участия в их регулировании со стороны государства. Последнее выполняет функцию кондуктора-контролера: позволяет ликвидировать или смягчить проблему безбилетника за счет мер по контролю и принуждению к оплате производства общественного блага. Эту функцию государства подробно рассматривает традиционная теория общественных благ, восходящая к работам П. Самуэльсона.

Для Цитирования:
Макаров И. А., Глобальные проблемы климата, воды и продовольствия с позиции теории общественного блага. Международная экономика. 2011;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: