Система здравоохранения, ее развитие и наиболее актуальные проблемы социальной сферы являются приоритетными при определении бюджетной и экономической политики государства. Это свидетельствует о том, что здравоохранение имеет высокое значение в социально-экономическом развитии страны. Среди наиболее значимых направлений развития стоит выделить оптимизацию процесса выделения финансовых средств, выделяемых для финансирования здравоохранения, и повышение эффективности их расходования. В рамках данного исследования была разработана методология проведения государственного внутреннего финансового контроля, сформирована новая система для оценки показателей эффективности использования выделяемых денежных средств медицинской организацией. Главная задача исследования заключается в раскрытии текущего состояния государственного финансового контроля в области медицины. Был исследован внутрихозяйственный и внутриведомственный финансовый контроль, рассмотрена специфика проведения внутреннего государственного контроля. Для проведения исследования использованы методы классификации, сравнительного анализа, систематизации, сопоставления, аналогии.
В статье анализируется деятельность Росздравнадзора по выявлению на территории государства лекарственных препаратов, которые не соответствуют требованиям законодательства РФ. Автор отмечает, что Росздравнадзор в последние годы сделал большой скачок в организации проверки лекарственных препаратов: построено несколько лабораторных комплексов, проверки стали более открытыми с информационной точки зрения. Однако указанная работа до сих пор не систематизирована достаточным образом в законодательстве. Автор предлагает комплекс мер, направленных на качественное преодоление существующих тенденций.
Статья посвящена изучению перспектив развития медицинского туризма на территории Российской Федерации. Определены основные направления развития международного медицинского туризма и МТ в России в частности. Приведены понятия трех разновидностей медицинского туризма — въездного, выездного и внутреннего.
Аптечный бизнес всегда был сферой активной конкуренции, поэтому сотрудники фармацевтических компаний вынуждены искать новые форматы взаимодействия со своими потребителями. Цель — обратить внимание потребителей на свои товары, услуги через рекламу. Однако указанная цель должна работать в четком соответствии с требованиями законодательства о рекламе. И здесь возникают проблемы: с одной стороны, федеральный закон «О рекламе» характеризуется большой четкостью и конкретизацией; с другой стороны, существует вероятность распространения скрытой рекламы (а также рекламы, которая нарушает требования законодательства РФ). В рамках статьи рассматривается законодательство о рекламе, дается характеристика основных проблем правоприменения, а также предлагаются рациональные направления по улучшению ситуации. Одним из таких направлений считается расширение полномочий саморегулируемых организаций в сфере рекламы и фармакологии с учетом позитивного международного опыта.
Оборот фальсифицированных лекарств является серьезной проблемой для любого развивающегося государства, так как такие лекарства сказываются негативным образом на здоровье граждан, а также влияют на общеэкономическую и социальную ситуацию. Это подчеркивается как национальными, так и международными экспертами: ряд исследователей отмечают, что оборот фальсифицированных лекарств в международной практике составляет около 10 % от всего оборота лекарств. В России в 2014. руководствуясь требованиями международных органов, были внесены серьезные изменения в действующее законодательство: установлена уголовная ответственность за обращение недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств. Однако введение данной уголовной ответственнос ти никак не изменило общероссийскую ситуацию: Росздравнадзор ежегодно выявляет фальсифицированные лекарства в рамках контрольных мероприятий. Автор данной статьи предлагает комплекс мер, направленных на противодействие возможному фальсификату. Эти меры включают: использование современных IT-технологий, позитивных наработок зарубежных коллег, модификацию действующего российского законодательства и правоприменения путем решения проблемных вопросов в постановлении Пленума ВС РФ.
Статья посвящена рассмотрению вопроса, касающегося льготного обеспечения граждан Российской Федерации лекарственными препаратами. В частности, речь ведется о распределении функций и финансовом обеспечении в данной области.
Перед здравоохранением Российской Федерации стоит целый ряд важных задач, одной из которых является повышение качественного уровня фармацевтической помощи. Для ее решения необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных в том числе на донесение правдивых сведений о лекарственных средствах путем реализации функции маркетинговых коммуникаций (МК). В маркетинговых коммуникациях одну из важнейших ролей играют аптеки, так как именно их представители контактируют с конечными потребителями, предоставляя им сведения о препаратах. Данная статья посвящена воздействию МК лекарственных препаратов на уровень экономической эффективности работы аптек. Специалисты, проводившие исследования в данной области, применяли такие методы, как контент-анализ, графический, структурного анализа и статистический. Социологическое исследование представляет собой опрос группы лиц, в котором в данном случае принимали участие представители оптовых компаний и предприятий — производителей лекарственных препаратов. В частности, в рамках данной статьи будут приведены данные по 43 средствам 150 аптечных организаций г. Москвы, представленные исследователями.
Оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования является главным инструментом, необходимым для предоставления населению конституционного права в получении бесплатной медицинской помощи. ОМС должно сделать медицинскую помощь доступной и надежной, однако исследования показали, что в 20 % случаев оказание медпомощи по медицинскому полису проходит с грубыми нарушениями, в том числе и приводящими к летальным исходам.
На сегодняшний день в Госдуме проходят обсуждения особенностей проекта нового федерального закона «О внесении изменений в статью 37», регламентирующую механизм заключения концессионных соглашений в области здравоохранения. Данный закон должен позволить сделать систему привлечения внебюджетных инвестиций в государственный сектор более эффективным и результативным. Привлечение будет происходить за счет формирования новой правовой среды для заключения концессионных соглашений между медицинскими негосударственными учреждениями без участия в конкурсе при условии выполнения определенных условий.
Автор рассматривает существующие проблемы предоставления льготных лекарственных средств гражданам РФ, уделяя особое внимание вопросам недостаточной обеспеченности регионов лекарствами, неисполнения уже оформленных рецептов и т. д. Автор, обращаясь к предложениям Министерства здравоохранения РФ, рассматривает программу «Цифровое здравоохранение». Она предполагает создание единого цифрового контура, установление электронных рецептов, регистрацию потребностей граждан по льготным лекарствам в специальном общероссийском реестре. Автор, анализируя указанную программу, отмечает как ее позитивные стороны, так и имеющиеся недостатки. Главный недостаток предлагаемого усовершенствования — отсутствие возможности подключения к сети «Интернет» для отдельных местностей, а также возрастные показатели врачей и медицинских сестер российских больниц.
Автор анализирует рынок лекарственных средств в России на основе открытых данных Минздрава России, Счетной палаты РФ, а также консалтинговых фирм, работающих в сфере лекарственного обеспечения. Указанные сведения констатируют факт сильного роста цен на лекарства. Причины увеличения цен: инфляционные издержки производителей, слабый спрос со стороны населения, а также введенная система маркировки лекарственных товаров. Автор в статье не прогнозирует снижения стоимости лекарственных препаратов в ближайшее время: даже субсидирование рынка со стороны государства или изменение перечня жизненно важных препаратов не улучшит общеэкономическую и социальную ситуацию в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Автор считает, что только комплексные изменения в национальном законодательстве (например, путем пересмотра процедуры ценообразования перечня жизненно важных лекарств) позволит создать эффективную систему здравоохранения в России.
Уровень развития медицины в Республике Татарстан является одним из самых высоких в стране. Развитая система здравоохранения обеспечивает политическую и экономическую стабильность в регионе, по уровню оказываемых медицинских услуг местные клиники могут конкурировать не только с лучшими московскими, но и лучшими мировыми медучреждениями. В данной статье содержатся выводы о работе одного из самых эффективных министерств здравоохранения в России, к которым пришли федеральные эксперты во время исследования региональной медицинской сферы.
В рамках данного исследования были изучены перспективы развития региональной системы донорства органов в Нижегородской области. Для проведения исследования были изучены акты об изъятии донора-трупа для проведения трансплантации, протоколы первичного осмотра потенциального донора, проанализированы анкеты 266 врачей. В результате исследования установлено, что наиболее значимым для врачей донорских баз фактором для обращения в Центр органного донорства является прямое указание руководства медицинского учреждения. Врачи не осознают реального значения развития программ по трансплантации органов, в результате чего система фактически не развивается. Коли чество больниц, сообщающих о наличии потенциальных органов, к 2017 г. сократилось в 2 раза, из-за недостаточной квалификации специалистов донорских баз подавляющее большинство выездов донорских бригад (354 из 488) оказались неэффективными. Система органного донорства нуждается в серьезной оптимизации, однако она возможна только при условии активного участия территориального органа управления системой здравоохранения в соответствующей программе. Если все проблемы сектора донорства будут преодолены, гипотетически Нижегородская область сможет достигнуть показателя донорской активности, равным 25 на 1 млн человек.
Статья посвящена рассмотрению наиболее популярных в настоящий момент подходов к формированию тарифов на медуслуги. В частности, в рамках данной статьи будут приведены различные методы определения стоимости медуслуг на примере медицинских учреждений, функционирующих на территории Иркутской области, а также выявлены ключевые проблемы, возникающие при формировании тарифов.
Профилактика является основой для выявления заболеваний в рамках национального проекта «Здравоохранение». Проведение профилактики производится путем организации системы диспансеризации. Диспансеризация — это система мероприятий, позволяющих отследить состояние человека в динамике в течение нескольких лет, а также скорректировать это состояние путем подбора необходимого лечения. Автор, анализируя ситуацию в системе здравоохранения, обращает особое внимание не только на позитивные моменты системы диспансеризации, но и на критические аспекты ее осуществления. Автор считает, что без комплексных изменений действующего законодательства по вопросам диспансеризации, к сожалению, модифицировать качество предоставляемых медицинских услуг практически невозможно. К подобным изменениям относятся введение системы обязательной диспансеризации населения, изменение формата оказываемых услуг с показателей количества на показатели выявления и предупреждения заболеваний.
В рамках данного исследования были изучен практический опыт использования механизмов страхования российских и иностранных медицинских работников от рисков, сопряженных с их профессиональной деятельностью. Несмотря на то что риски увеличиваются с каждым годом, российские клиники не всегда используют страховые механизмы для защиты интересов своих работников. В развитых странах в то же время одним из обязательных условий заключения трудового договора является оформление договора страхования профессиональной ответственности. В процессе проведенного исследования были изучены основные виды страхования ответственности: страхование ответственности без вины и страхование деликтной ответственности. Рассмотрено состояние законодательной системы, установлены барьеры для распространения страховой защиты в системе здравоохранения. По результатам исследования были сформированы основные недостатки и преимущества модели взаимного и коммерческого страхования, которые могут стать механизмом защиты от рассматриваемых рисков.