Качество и эффективность медицинской помощи в РФ — вот основные задачи государства, обозначенные в следующих нормативных правовых актах:
– в Конституции РФ;
– федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
– указе президента РФ от 07.05.2018, определившем направление развития российского государства на ближайшие годы.
Вполне очевидно, что качество и эффективность медицинской помощи прямо зависит от качества имеющихся лекарственных средств. На данный момент времени, как указывается в отчетах Минздрава России, порядка 60–70 % всех лекарств в России относятся к категории плацебо, т. е. они не обладают необходимыми полезными свойствами. Еще около 10–15 % всех лекарств считаются подделками. Разница между плацебо и подделками в ведомственных документах следующая: если плацебо не несет вреда жизни и здоровью гражданина, то подделка может оказать негативное влияние на состояние здоровья гражданина.
Для сокращения доли таких лекарств в России создано специальное ведомство — Росздравнадзор, структура которого включает центральный аппарат, функционирующий на территории Москвы, а также территориальные органы ведомства.
Если сотрудники Росздравнадзора обнаруживают лекарство, которое было сфальсифицировано или которое не имеет полезных свойств, обозначенных в приложении к лекарству, то в этом случае специалисты ведомства изымают указанное лекарство из оборота. Информация об изъятии подобных лекарств постоянно публикуется на сайте ведомства.
Нет сомнений, что эффективность работы сотрудников Росздравнадзора напрямую зависит не столько от количества проверок, сколько от того, как специалисты могут производить экспертизу лекарственных средств, взятых на проверку. Если до 2013 г. в России не было никаких ресурсов для проведения подобных проверок, то сейчас в государстве действует 8 лабораторных комплексов, способных проверять любое лекарственное средство в минимальные сроки. Результативность подобной работы следующая: в 2018 г. из оборота было изъято 752 серии лекарственных средств, качество которых не отвечает определенным требованиям. Почти 70 % изъятых препаратов относятся к категории недоброкачественных, 24,5 % препаратов были отозваны самими производителями. Доля контрафакта составила почти 4 %, при этом доля серий недоброкачественных лекарственных средств российских производителей составила 61 % (то есть 93 торговых наименования и 177 серий), а зарубежного производства — 38 % (70 торговых наименований и 111 серий).