Реклама всегда должна проверяться государством на предмет ее соответствия требованиям морали, нравственности, законности. Это особо касается сферы медицинских товаров, работ или услуг, так как:
– подобная реклама прямо влияет на общее состояние здоровья граждан (т. е. задействуются публично-правовые интересы);
– данная реклама влияет на развитие фармацевтического бизнеса.
Глава 4 вышеуказанного закона предусматривает возможность организации саморегулируемой системы в сфере рекламы.
Саморегулирование понимается как деятельность, целью которой выступает разработка и установление стандартов, правил ведения деятельности, а также осуществление жесткого контроля за соблюдением требований по ведению бизнеса в РФ. Саморегулирование в идеальном варианте предполагает установление системы ответственности и внутреннего самоконтроля. Такой вариант, кстати, действует на западе, где рекламный рынок (и не только рекламный) функционирует на основе правил, созданных СРО. Степень эффективности такой работы определяется законодательством, а также предоставленным СРО объемом полномочий.
Аспекты, которые обычно относятся к деятельности СРО:
1) контроль за всей рекламой, противодействие ложным, недостоверным рекламным сообщениям;
2) противодействие сообщениям, которые могут повлиять на выбор гражданина при получении товаров, выполнении работ, оказании услуг (подобные цели и задачи определены в Международном кодексе рекламной деятельности 1937 г.).
Существует несколько форматов СРО:
– Альянс европейских рекламных стандартов — саморегулируемая организация устанавливает высокие этические рекламные правила для своих союзников;
– Национальный рекламный комитет США — занимается саморегулированием в сфере рекламной деятельности на территории США;
– Ассоциация рекламных агентств в Германии;
– Федерация рекламных агентств во Франции (занимаются приблизительно той же сферой, что и национальный рекламный комитет США).