По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уровень эффективности маркетинговых коммуникаций в фармацевтической отрасли

Перед здравоохранением Российской Федерации стоит целый ряд важных задач, одной из которых является повышение качественного уровня фармацевтической помощи. Для ее решения необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных в том числе на донесение правдивых сведений о лекарственных средствах путем реализации функции маркетинговых коммуникаций (МК). В маркетинговых коммуникациях одну из важнейших ролей играют аптеки, так как именно их представители контактируют с конечными потребителями, предоставляя им сведения о препаратах. Данная статья посвящена воздействию МК лекарственных препаратов на уровень экономической эффективности работы аптек. Специалисты, проводившие исследования в данной области, применяли такие методы, как контент-анализ, графический, структурного анализа и статистический. Социологическое исследование представляет собой опрос группы лиц, в котором в данном случае принимали участие представители оптовых компаний и предприятий — производителей лекарственных препаратов. В частности, в рамках данной статьи будут приведены данные по 43 средствам 150 аптечных организаций г. Москвы, представленные исследователями.

Литература:

1. Галкина Г. А., Грибкова Е. И., Курашов М. М. Оценка экономической эффективности маркетинговых коммуникаций на фармацевтическом рынке.

2. Грибкова Е. И. Оценка экономической эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций в аптечных организациях.

3. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность.

4. Дорофеева В. В., Самко Г. Н. Обеспечение рационального применения лекарственных средств на основе принципов доступности.

В рамках исследования специалисты реализовали целый комплекс мероприятий, который условно можно подразделить на 4 этапа (табл. 1).

На основании данных, которые были предоставлены компаниями — производителями лекарственных препаратов, а также по итогам изучения специализированной литературы и анализа МК, специалисты:

– выявили возможные средства МК;

– определили частоту применения МК;

– выявили время проведения маркетинговой компании для лекарственных препаратов.

В табл. 2 приведены данные по эффективности МК лекарственных средств за временной промежуток, выбранный специалистами, проводившими исследования в данном направлении.

В рамках проведения исследования специалисты выделили три уровня экономической эффективности: низкий, средний и высокий. В табл. 3 приведено распределение МК по степени эффективности.

В табл. 4 представлены результаты оценки уровня эффективности МК в фармацевтической отрасли.

В рамках определения экономической эффективности МК специалисты, проводившие исследования в данном направлении, реализовали 4 этапа, в ходе которых анализу были подвергнуты маркетинговые коммуникации по 43 лекарствам, предоставленные 150 аптеками, где они находились в продаже свыше 300 дней в году.

По результатам исследования специалисты определили маркетинговые коммуникации, являющиеся наиболее эффективными, где коэффициент темпа увеличения объемов продаж в момент проведения маркетинговой кампании составил 2 % и более и сохранил положительные показатели после ее завершения. Эти МК были в первую очередь направлены на стимулирование сбыта. Наиболее эффективным методом по продвижению фармацевтической продукции является донесение сведений о товаре путем подачи рекламы в СМИ (92 %). Учитывая, что реклама рецептурных лекарств имеет свои особенности, в 25 % случаев в качестве средства донесения сведений о препаратах были использованы научные конференции.

В настоящий момент существует большое число методов, позволяющих определить уровень эффективности МК, однако ни один из них не способен учесть все факторы, оказывающие воздействие на поведение потребителей при выборе товаров. Методы, которые были применены в рамках исследования, о котором велась речь в данной статье, являются относительно простыми и требуют минимальных финансовых затрат.

Для Цитирования:
Казанцева Анна Ярославовна, Уровень эффективности маркетинговых коммуникаций в фармацевтической отрасли. Экономист лечебного учреждения. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: