В статье анализируется роль Русской православной церкви в укреплении безопасности России. Особое внимание уделяется защите интересов Русского мира и православия на постсоветском пространстве, прежде всего на Украине. Рассматриваются основные направления межконфессиональной дипломатии РПЦ, в частности с Ватиканом и иерархами ислама.
В настоящее время отношения между Россией и Америкой переживают глубочайший, по крайней мере, с момента окончания холодной войны, кризис. В упадке находится российско-американский диалог по контролю над вооружениями, резко сократились контакты между двумя странами на высшем и высоком политическом уровне, а межпарламентский диалог практически полностью свернут; под гнетом американских санкций и российских контрсанкций переживают стагнацию и без того не очень развитые торгово-экономические связи между США и РФ. Единственный выход в сложившейся в российско-американских отношениях ситуации — это добиться снижения идеологического компонента в российско-американских отношениях и, соответственно, увеличения в этих отношениях доли realpolitik. Следует заметить, что схожую задачу приходилось решать Москве и Вашингтону в период холодной войны. Именно эти идеологические процессы и сделали возможным советско-американскую разрядку. До тех пор, пока аналогичные процессы не произойдут в современном Вашингтоне, идеологический фактор будет оставаться сильнейшим раздражителем в российско-американских отношениях.
Статья посвящена особенностям деятельности отечественной дипломатии при защите национальных интересов России в современных условиях. Выделяются факторы, оказывающие важное влияние на состояние национальной и международной безопасности. Рассматриваются стратегии современной дипломатии по противодействию вызовам и угрозам современности в условиях широкого спектра конфликтов современности, включая гибридную войну. Обосновывается тезис о необходимости широкого междисциплинарного изучения проблемы гибридных войн и угроз.
В статье идет речь о переменах, происходящих в современном мире о вызовах и угрозах, возникающих в связи с формированием полицентричной системы международных отношений, определены основные цели, задачи и направления внешней политики России в меняющемся мире.
В статье дается краткосрочный прогноз развития военно-политической обстановки в различных регионах мира. На основе сделанных выводов определяются основные направления деятельности российской дипломатии.
«Арабская весна», спонсируемая коллективным Западом во главе с США, привела к изменению баланса сил и влияния в арабском сообществе: на политическую авансцену вышли монархи Персидского залива, навязав арабской дипломатии свои подходы к региональной и международной повестке дня. Эта политика потерпела очевидный провал в Сирии, где правительственные войска законных властей при поддержке России и некоторых региональных игроков сумели ей дать должный отпор. Стремясь не допустить геополитических подвижек в региональной ситуации в пользу России в постконфликтный период, Вашингтон сейчас пытается создать военно-политический блок (ближневосточный НАТО) в регионе в составе заливных монархий с возможным подключением Израиля.
В статье дается краткий анализ текущего состояния ситуации, связанной с противодействием террористическим угрозам, показана динамика и эволюция усилий российской дипломатии на данном направлении.
В статье автор рассматривает отношения между РФ и ЕС. Особое внимание уделено роли энергетической дипломатии в реализации энергетических планов и внешнеполитических интересов России и европейского интеграционного объединения. Приоритетное внимание автор уделяет структурным факторам, формирующим устойчивые предпосылки укрепления сотрудничества двух сторон. В этой связи потенциал дальнейшего развития взаимодействия оценивается как перспективный.
В течение последних пяти лет США и некоторые европейские страны в отношениях с Россией пытаются применять различные ограничения и запреты. В статье данная форма антироссийской политики названа «санкционная дипломатия». В статье проводится анализ наиболее возможных мотивов, целей и причин дипломатической модели такого рода, ее агрессивных средств и методов, приводятся примеры антироссийской политики правительства Великобритании во главе с Терезой Мэй. Кроме того, в качестве примера санкционной дипломатии в отношении России автор приводит политику некоторых государств, не являющихся членами Европейского союза (Австралии, Канады и Украины), а также членов некоторых международных организаций (НАТО, ПАСЕ и Большой семерки…).
В статье рассматриваются отношения между Россией и африканскими государствами на современном этапе. Отмечается позитивная динамика взаимодействия в различных сферах сотрудничества, близость позиций по многим вопросам международной жизни. Россия как постоянный член СБ ООН вносит важный вклад в урегулирование обстановки в отдаленных точках Африканского континента, где продолжаются вооруженные конфликты. Примером служит оперативное кризисное реагирование России в Центрально-африканской Республике. Акцент делается на важности усиления конвергентности интересов и стремлений в развитии внешнеполитических и дипломатических отношений между Россией и Африкой. Автор приходит к выводу о том, что эта тенденция в ближайшей и среднесрочной перспективе получит новые импульсы развития. При этом необходимо переходить от констатации общности интересов и целей к их воплощению в прагматическую плоскость по жизненно важным для обеих сторон вопросам, а также важно создание регулярно проводимого форума «Россия — Африка».