Идея развития в терминах православно-религиозной категории — это предкатегория преображения. Сегодня речь идет о выживании русского народа, а в более широком плане, выходящем за пределы нынешних границ России, о сохранении цивилизации «Русского мира» не только в этническом, но и духовном измерении. А это уже религиозно-культурный вопрос.
Для решения задачи такого масштаба необходимы не только проект ускоренного развития страны, но и подключение всех ее духовных ресурсов. Особая роль принадлежит Русской православной церкви. РПЦ и прежде, и сегодня остается становым хребтом российской государственности. Ее участие в духовном воспитании населения, в том числе в сфере образования, в укреплении единства российского народа, неуклонно возрастает. Именно поэтому она подвергается нападкам как вне, так и внутри нашей страны. Однако эта тема отдельного разговора.
Сегодня остановимся на месте РПЦ во внешней политике. Здесь возникает ряд непростых вопросов. Возможен ли христианский подход к решению международных проблем? Должна ли РПЦ вообще участвовать в международной политике? Кто будет определять критерии добра и зла? Кто будет отличать справедливые национальные интересы от национального или блокового эгоизма? На ком лежит ответственность за правильность критериев в условиях, когда международное право является «правом» не для всех?
Какую позицию должна занимать Русская православная церковь? Согласно христианским постулатам, Бог не вмешивается в земные процессы, не встает на ту или иную сторону конфликта. Церковь не может быть частью любого политического проекта. Однако она не должна отделять себя от общества. Ее задача — объединить всех как в России, так и на всем постсоветском пространстве.
В этой связи мы подходим к сложным процессам, которые происходят вблизи наших границ.
В результате распада СССР вне России оказались более 25 млн русских людей. Буквально на следующий день после беловежских соглашений миллионы людей не по своей воле превратились в этническое меньшинство в новых странах. Произошла геополитическая катастрофа, не имеющая аналогов в мировой истории. Встает вопрос, какую политику следует проводить по отношению к этим людям?