Политические деятели и экспертымеждународники, оценивающие нынешнее состояние российско-американских отношений, могут придерживаться самых разных и нередко диаметрально противоположных взглядов. Но в одном вопросе они будут едины: отношения между Россией и Америкой переживают глубочайший, по крайней мере, с момента окончания холодной войны, кризис. В глубоком упадке находится российско-американский диалог по контролю над вооружениями, резко сократились контакты между двумя странами на высшем и высоком политическом уровне, а межпарламентский диалог практически полностью свернут; под гнетом американских санкций и российских контрсанкций переживают стагнацию и без того не очень развитые торгово-экономические связи между США и РФ.
Неудивительно, что сейчас многие заговорили о «новой» холодной войне. Так, декан факультета мировой политики и экономики ВШЭ С. А. Караганов полагает, что «если называть вещи своими именами, то в попытке переиграть складывающееся не в его пользу мировое соотношение сил Запад развязал одностороннюю холодную войну [7].
В этих условиях многие специалисты полагают, что опыт «первой» холодной войны поможет трансформировать и холодную войну № 2 в новую разрядку международной напряженности. И важнейшую роль в этой трансформации призвано сыграть конструктивное, взаимовыгодное сотрудничество в областях, представляющих взаимный интерес. Так ли это? И какую роль играет дипломатия в XXI веке?
Начало холодной войны во второй половине 1940-х гг. ознаменовалось серьезнейшими изменениями в дипломатическом искусстве. «Классическая» дипломатия, созданная такими титанами, как Талейран, Меттерних, Горчаков и Каннинг, сменилась совершенно новой дипломатией, ярким символом которой стал «мистер нет» А. А. Громыко. Вот что писал о дипломатии периода холодной войны Г. Киссинджер: «У биполярного мира не может быть каких-то оттенков; выигрыш для одной стороны представляется как абсолютная потеря для другой. Каждая проблема сводится к вопросу выживания. Дипломатия становится жесткой; международные отношения — неизменно осторожными» [22, р. 67].