В ныне действующей Концепции внешней политики РФ от 30 ноября 2016 г. Европейский союз охарактеризован как важный торгово-экономический и внешнеполитический партнер РФ. Россия заинтересована в выстраивании конструктивного, стабильного и предсказуемого сотрудничества со странами ЕС на принципах равноправия и взаимного уважения интересов.
Политико-правовой базой российско-есовских отношений являлось заключенное в 1994 г. сроком на 10 лет и ратифицированное в 1997 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). В развитие СПС в Российской Федерации была подготовлена и принята Стратегия развития отношений с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000–2010 гг.). В соответствии с этим документом РФ не ставила перед собой цель вступления в ЕС или получения статуса ассоциированного члена, но предлагала широкий спектр взаимодействия и многоформатной кооперации в различных сферах.
Важную роль в повышении уровня сотрудничества между Россией и ЕС сыграло принятие в 2003 г. совместной Концепции создания четырех общих пространств: 1) экономического; 2) пространства свободы, безопасности и правосудия; 3) пространства внешней безопасности; 4) пространства культуры, науки и образования. Утвержденная на ее основе в 2005 г. программа четырех «дорожных карт» создала условия для конкретных шагов по всестороннему развитию отношений, созданию практических механизмов сотрудничества. Регулярно дважды в год проводились встречи на высшем уровне (всего состоялось 32 саммита), эффективно работали экономические и научно-технические связи, объем торговли к 2014 г. составил около 430 млрд евро, был достигнут ощутимый прогресс в гуманитарном сотрудничестве.
Почему же разразился кризис в наших отношениях с Евросоюзом, почему дала сбой заложенная в СПС концепция «стратегического партнерства»?
После мегарасширения и принятия в течение 2004–2007 гг. 12 новых членов Европейский союз вышел на «исторические рубежи Европы», а численность его населения достигла 500 млн человек. В результате объединение стало отождествлять себя со всей Европой и претендовать на роль влиятельного актора в мировой политике. В то же время расширение Евросоюза за счет принятия различных по уровню социально-экономического развития и внешнеполитической ориентации стран, с одной стороны, подстегнуло его претензии на более заметную роль в международных делах, с другой — усилило внутреннюю разобщенность и снизило возможности выступать в качестве самостоятельного и целостного субъекта мировых политических процессов. Эти процессы сопровождались появлением проблем, вылившихся впоследствии в системный кризис ЕС.