Понятие «военно-политическая обстановка» (ВПО) относится к категории наиболее используемых в исследовании международных отношений, внешней политики и дипломатии. Помимо Генерального штаба ВС РФ, им активно оперируют различные научные исследователи и прикладные специалисты. Однако единого понимания сущности, структуры и содержания этого явления среди ученых до сих пор не сложилось [1].
Тем не менее можно дать следующее определение ВПО: это исторически конкретная совокупность условий и факторов, связанных с расстановкой военно-политических сил, характером их действий и состоянием отношений между ними, использованием военной силы в политических целях [2].
Военно-политическая обстановка — это только срез внутренней политической обстановки в государстве (его части) и внешней международной обстановки в каком-то регионе или мире в целом. Ее характерной особенностью является наличие субъектов, которые и формируют ее. К числу субъектов ВПО относятся:
- государства;
- вооруженные силы отдельных государств;
- государственные вооруженные формирования (подразделения, части, соединения милиции, полиции, жандармерии, национальной гвардии);
- объединенные вооруженные силы различных государств, коалиций государств или военных блоков (союзов);
- международные правительственные организации (ООН, ОБСЕ, АС, ОАГ, ОИС, АСЕАН, ЕС, СНГ и др.);
- международные неправительственные организации («Красный Крест», «Врачи за мир», «Гринпис» и др.);
- транснациональные корпорации;
- незаконные вооруженные группировки и формирования [1].
В отношениях со своими союзниками или противниками субъекты используют различные средства. По видам они подразделяются на политические, дипломатические, экономические, финансовые; по характеру — силовые и несиловые, военные и невоенные, вооруженные и невооруженные. При этом диапазон военных средств достаточно широк — от поставок оружия и оказания иной военной помощи союзникам до угрозы применения вооруженных сил в отношении противника и даже применения вооруженных сил (в случаях военного конфликта или войны).
Современная ВПО в мире претерпевает значительные изменения, приобретая все более сложный и неустойчивый характер. Это обусловлено комплексом негативных факторов глобального и регионального масштаба, связанных с перераспределением влияния между различными «центрами силы» и ужесточением конкуренции между ними.
Сегодня мировая военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением большинства государств мира сформировать демократичную, более справедливую систему международных экономических и политических отношений. С другой — расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН.
В общих чертах для содержания современной ВПО характерны следующие черты: нестабильность, динамизм и турбулентность, глобальный охват и эрозия международного права.
Основные события и тенденции, которые окажут наибольшее воздействие на деятельность российской дипломатии в краткосрочной перспективе:
- возрастание активности и расширение географии деятельности террористических и экстремистских организаций в мире; попытки заинтересованных стран использовать эти структуры для достижения собственных политических целей;
- наращивание военного присутствия НАТО в приграничных с Россией районах;
- увеличение масштабов операций в киберпространстве;
- антироссийская политика правящего режима на Украине;
- сохранение высокой конфликтной напряженности в Сирии, Ираке, Афганистане, Ливии, Йемене, на Корейском полуострове, в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.
Другие события и тенденции, которые окажут наибольшее воздействие на деятельность дипслужбы России:
- наличие в мире значительных запасов ОМП и средств их доставки, стремление отдельных стран обвинить Россию и ее союзников в попытках применения такого оружия;
- нарушение отдельными государствами международных соглашений, а также отход от положений ранее заключенных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;
- использование экономических санкций в стремлении изменить внешнюю политику России;
- наличие территориальных претензий зарубежных стран к Российской Федерации и ее союзникам.
Согласно прогнозам некоторых научно-исследовательских организаций, в ближайшей перспективе усилится соперничество великих держав в различных регионах мира. США усилят свое давление на Китай, оказывая все более активную поддержку Тайваню и более агрессивно действуя в Южно-Китайском море. На Украине Соединенные Штаты будут всячески стремиться не допустить развития событий по российскому сценарию. При этом в качестве ударной силы будет активно использоваться вновь образованная Православная церковь в Украине.
В то же время быстрое развитие прорывных технологий в сочетании с попытками США разрушить систему договоров о контроле вооружений ускорит гонку вооружений между США, Россией и Китаем. Вероятный выход Вашингтона из договора о РСМД и неопределенная судьба СНВ-3 усилят разногласия в Европе, поскольку европейские государства выступают против наращивания вооружений, а такие, как Польша и страны Балтии, готовы добровольно размещать у себя части и подразделения американских вооруженных сил.
Соперничество между США, Китаем и Россией обострит также борьбу в киберпространстве. Наладить глобальное управление в условиях этих нарастающих угроз будет трудно, потому что противоречия в системе международных отношений углубляются.
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ВПО В ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
Европа — главный геополитический актив США. Геополитическое положение позволяет Вашингтону использовать её как мощный военно-стратегический плацдарм против России и Ближнего Востока, контролировать оттуда Северную Африку и таким образом «держать руку на пульсе» огромного региона, богатого нефтью и другими важнейшими ресурсами.
Основным инструментом реализации указанных задач является Североатлантический союз. При этом в рамках адаптации альянса к новой ситуации в мире в последние годы наблюдается настойчивое стремление ряда его членов во главе с США добиться повышения военных возможностей организации. В частности, администрация Д. Трампа будет по-прежнему более энергично добиваться от европейских союзников увеличения финансового вклада и реализацию программ блока, а также масштабов вовлеченности их вооруженных сил в коалиционные операции. При этом направленность коалиционной политики НАТО останется неизменной.
Страны Европейского союза будут укреплять сотрудничество в вопросах обороны, реализуя такие инициативы, как Постоянное структурированное сотрудничество и Европейский оборонный фонд. Франция возглавит действия по усилению военного потенциала Европы, однако разногласия между странами-участницами ЕС могут затормозить реализацию этих планов.
В целом проводимый НАТО и Евросоюзом курс на стратегическое сдерживание и ослабление экономического потенциала России останется главным источником угроз национальной безопасности РФ.
ЕВРАЗИЯ
В Евразии США сосредоточат усилия на граничащих с Россией районах — от Восточной Европы до Кавказа и Центральной Азии. Соединенные Штаты, стремясь усилить давление на Россию, будут в предстоящем году укреплять связи со странами, расположенными по периметру территории РФ. США будут развивать связи в сфере безопасности со странами Балтии, Украиной, Грузией и Молдовой через продажу оружия и проведение совместных военных учений. В то же время Вашингтон будет предлагать экономические стимулы и гарантии безопасности государствам–союзникам Москвы, чтобы попытаться преодолеть их зависимость от России.
Главным полем дипломатической битвы в Евразии станет Украина. Необходимо исходить из того, что Запад и элиты Украины стремятся изменить ее цивилизационную принадлежность. Украина является лимитрофным государством, расположенном на стыке двух цивилизаций: западной (католической) и русской (православной). Ее состояние усугубляется еще и тем, что граница цивилизаций проходит не по границам Украины, а через ее территорию.
Согласно теории конфликта цивилизаций С. Хантингтона, цивилизации никогда не смешиваются, они противостоят до полного уничтожения, поглощения и ассимиляции одна другой. Отсюда и ответ на вопрос, почему Запад всегда противостоял России, независимо от формы ее государственности [3].
В противостоянии цивилизаций битва за Украину пока не проиграна, проиграли только сражение, все баталии впереди.
Население Украины сопротивляется насильственной ассимиляции, и потенциал для возвращения в русское цивилизационное поле еще не потерян, но оно обезглавлено. На Украине пока что нет элит, готовых отстаивать интересы населения и бороться за русское единство. От того, насколько быстро они сформируются и насколько эффективно будут действовать, будет зависеть цивилизационная принадлежность Украины.
В наступившем году США могут увеличить продажи оружия Украине и помочь усилиям Киева укрепить группировку его военно-морского флота в Азовском море, которое стало потенциальной горячей точкой в противостоянии Украины с Россией.
Такое развитие событий подорвет переговорный процесс в Минске, призванный положить конец украинскому конфликту, что делает маловероятным его урегулирование и развертывание миротворцев ООН на востоке Украины в краткосрочной перспективе.
На Северном Кавказе продолжится деятельность бандформирований, значительная часть которых присягнула запрещенному в России «Исламскому государству Ирака и Леванта» (ИГИЛ), а также возвращение в их ряды из Сирии и Ирака боевиков — выходцев из северокавказских республик России, воевавших на стороне ИГИЛ.
На Кавказе Вашингтон сосредоточит внимание на укреплении связей с правительством Армении, которая традиционно является одним из самых близких и лояльных союзников России. Соединенные Штаты будут пытаться использовать возникшую после прихода к власти оппозиционного лидера Николы Пашиняна политическую напряженность для вбивания клина между Арменией и Россией, что они уже пытались сделать неоднократно.
Сложность обстановки в Центрально-Азиатском регионе обусловлена в первую очередь нарастанием внешних угроз со стороны Афганистана, где в приграничных провинциях отмечается увеличение численности бандгрупп из состава международных террористических и религиозно-экстремистских организаций. До трети боевиков, являющихся выходцами из постсоветских стран, это в основном члены Исламского движения Узбекистана, Союза исламского джихада, «Хизбут-Тахрир» или «Исламского государства Ирака и Леванта». В отличие от талибов, руководство которых стремится к созданию «Исламского эмирата Афганистана», данные структуры преследуют цель смены светских форм правления в Центрально-Азиатских республиках на теократические с последующим созданием квазигосударственных объединений с центром в Ферганской долине.
Вместе с тем под предлогом якобы активизации борьбы с терроризмом и контрабандой наркотиков Соединенные Штаты в Центральной Азии, особенно в странах, граничащих с Афганистаном, будут стремиться содействовать улучшению экономических связей с такими странами, как Казахстан, Таджикистан и особенно Узбекистан.
На Юге источником угрозы, в том числе для Российской Федерации, останутся структуры ИГИЛ, стремящиеся к укреплению позиций в регионе с опорой на Афганистан и западную часть Пакистана.
Стабильное финансирование и эффективная пропагандистская работа способствуют привлечению в эту организацию новых сторонников и постепенному распространению ее влияния на страны Центральной и Южной Азии.
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН
В Арктическом регионе ожидается обострение соперничества за контроль над энергоресурсами между США, Канадой, Норвегией, Данией и Россией, а также внерегиональными игроками, что способно привести к существенному нарастанию военной активности НАТО в северных широтах.
Действия США по обеспечению так называемой свободы навигации могут привести к возникновению в арктических водах аналога ситуации, возникшей в районе Керченского пролива. Создавшееся положение будет использовано коллективным Западом в качестве повода для ввода новых антироссийских санкций.
Можно смело утверждать, что борьба за этот макрорегион ещё впереди, и Запад уже прощупывает «почву» (в случае с Арктикой — «лёд») [4].
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН (АТР)
Основным фактором обострения ВПО станет усиление регионального и глобального влияния Пекина, что ведет к наращиванию присутствия США в этом регионе. Американская администрация заинтересована в сохранении условий, при которых для стран АТР более предпочтительным оказалось бы развитие устойчивых связей именно с США. Это должно обеспечить Вашингтону возможность избирательно воздействовать на обстановку в выгодном для себя направлении.
В этой связи Вашингтон будет наращивать свое военно-морское присутствие в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе, бросая вызов принципу единого Китая за счет повышения статуса Тайваня в международных организациях, регулярных поставок оружия, морского патрулирования и визитов на высоком уровне.
В ответ Китай будет развивать свою военную концепцию и оперативностратегические планы, совершенствуя состав, структуру и дислокацию военно-морских и военно-воздушных сил в целях отстаивания своих территориальных претензий. Это увеличит шансы на случайные столкновения с американскими военными. Соединенные Штаты намереваются осуществить заход своих военных кораблей в порт Тайваня. Данное событие может привести к более прямому военному ответу со стороны КНР.
Япония, Индия и Австралия будут расширять сотрудничество с Вашингтоном в сфере безопасности, но постараются воздерживаться от участия в американских операциях в ЮжноКитайском море по обеспечению свободы судоходства, а также от патрулирования в Тайваньском проливе. В других частях этого региона будут проходить совместные военные учения США и АСЕАН, а Америка будет сотрудничать с Вьетнамом в военной сфере, что осложнит действия Китая по ограничению региональной экспансии и влияния США.
БОЛЬШОЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Поскольку жесткие санкции против Тегерана уже введены и действуют, Соединенные Штаты продолжат свою кампанию по изоляции Ирана в регионе и по ослаблению страны изнутри. Это усилит трения между Вашингтоном и Тегераном и ослабит и без того небольшие шансы на конструктивный диалог.
Общность интересов по противодействию Ирану поможет укрепить стратегические связи на высоком уровне между США и Саудовской Аравией, несмотря на недовольство внутри королевской семьи и в иностранных государствах руководством наследного принца Мухаммеда ибн Салмана.
С возможным уходом американских военнослужащих из Сирии ситуация на северо-востоке страны может кардинально измениться. Вряд ли немногочисленный контингент военнослужащих ряда европейских стран, которые выполняют больше функции советников и военных специалистов, будет в состоянии заменить контингент США. Сирийские курды оказались перед дилеммой: готовиться к отражению своими силами очередной военной операции ВС Турции или попытаться вступить в союз с Дамаском. Скорее всего состоится второй вариант. Курды никогда не являлись сепаратистами и не требовали отделения от Сирии, они лишь выступают за равные с арабами права в будущем сирийском государстве. Их вполне устроила бы модель Иракского Курдистана (субъекта Федерации) или даже культурная автономия.
Благодаря своему участию в разрешении сирийского конфликта Россия расширила свое влияние и присутствие на Ближнем Востоке, и будет защищать свои достижения и находящийся в Сирии вооруженный контингент, не желая вступать в открытый конфликт с Турцией, США или Израилем.
Иран же действует более агрессивно, поддерживая Дамаск, особенно когда противостоит Анкаре и Вашингтону. Тегеран продолжит наращивать свою группировку в Сирии, видя в ней средство для сдерживания Израиля и поддержки «Хезболлы», которая является для него влиятельным союзником в соседнем Ливане. Израиль будет стараться срывать иранские планы, опасаясь при этом спровоцировать непреднамеренный конфликт с Россией.
Турция и Соединенные Штаты будут по-прежнему выступать против власти Асада. Но, хотя две страны являются союзницами по НАТО, у каждой из них в Сирии свои цели и намерения.
АФРИКА
Обстановка в Африке сохранит напряженный характер. Деструктивное влияние на ее развитие будут оказывать вооруженный конфликт в Ливии, подрывная деятельность террористических и экстремистских группировок, неурегулированность вопросов о спорных территориях, межэтнические противоречия, а также обострение социально-экономических проблем в большинстве стран Черного континента.
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
В целом остается стабильной (за исключением ситуации вокруг Венесуэлы), однако характеризуется проявлением ряда негативных факторов. К наиболее серьезным из них относятся:
- незаконный оборот наркотиков и деятельность организованных преступных группировок;
- отсутствие в ряде стран внутриполитической стабильности в условиях острой социально-экономической ситуации;
- наличие межгосударственных территориальных противоречий с высоким конфликтным потенциалом; усиление конкуренции между ведущими «внерегиональными игроками» за доступ к природным и энергетическим ресурсам, стратегическим элементам инфраструктуры;
- углубление социального и материального неравенства; наличие районов и территорий, не контролируемых (слабо контролируемых) официальными властями и силовыми структурами.
Таким образом, анализ военнополитической обстановки в мире и его основных регионах показывает, что в ближайшей перспективе угрозы национальной безопасности РФ не только сохранятся, но и могут приобрести на некоторых направлениях более опасный характер.
Опубликованная в январе 2018 г. «Стратегия национальной обороны» США еще раз подтверждает тот факт, что ни с кем и никогда Вашингтон не будет говорить на равных. Он будет действовать в своих интересах (в том числе чисто экономических) с позиции силы и с опорой на силу, в первую очередь военную. Потому что политика всегда будет важнее экономики, а военная сила — основа реальной политики.
Против России уже развязана полномасштабная комплексная (гибридная или сетецентричная) война. Она включает множество компонентов. Это война на выживание только одной из сторон и помощи нам ожидать неоткуда. Также маловероятна надежда на восстановление нормальных взаимоотношений с западным миром при условии соблюдения нашего суверенитета, государственной целостности и стратегических интересов.
ДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ
Вариант 1: решительно и наступательно бороться теми силами и средствами, которые нам доступны, и которые, по крайней мере, сравнимы с силами и средствами противника, нанося ему неприемлемый ущерб. Имеющееся у нас в распоряжении время, а его очень мало, нужно использовать для усиления своих конкурентных преимуществ. Для этого необходимо:
— иметь больше инструментов помимо конфронтации, более гибкую стратегию, чтобы реагировать на ситуацию в различных странах и регионах;
— выработать четкую стратегию и тактику действий, предусматривающую распространение собственного влияния в различных регионах.
Вариант 2: точечно отвечать на агрессивные действия, заботясь о минимальном ущербе для себя и сохраняя дверь для восстановления отношений открытой.
2019 год — переломный в современной истории. И для России, и для всего мира. Уже сегодня называют три горячие точки планеты — потенциальные места, где в 2019 г. может начаться Третья мировая война.
На первом месте идет Южно-Китайское море. Именно конфликт между США и Китаем кажется наиболее вероятной причиной начала мирового конфликта. Этому может способствовать торгово-экономическое противостояние между США и Китаем.
На втором месте идет Украина. Причиной тому стал инцидент в Керченском проливе, в ходе которого были арестованы нарушившие российские территориальные воды катера ВМС Украины.
Третьим по важности является район Персидского залива. Нестабильность на Ближнем Востоке может отразиться на Иране и спровоцировать начало мировой войны, поскольку Иран, кроме того, находится под сильными санкциями США.