Оценка земель — рыночная и кадастровая — важный инструмент управления земельными ресурсами и местными бюджетами. Повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в результате практического применения цены земли в процессе управления земельными ресурсами уделяется недостаточное внимание. Рынок сельскохозяйственных угодий нельзя назвать активно действующим, он все еще только формируется. Справедливая система стоимости сельскохозяйственных земель и их налогообложение обеспечиваются методом исчисления земельной ренты и ее капитализации, рассчитанных на основе беспристрастных рыночных данных по разнице между совокупной выручкой от продажи и всеми издержками, включая нормальную прибыль, которая приходится на предпринимательскую способность. Цена земли — это дисконтируемая земельная рента — сумма денег, положив которую в банк собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Норма капитализации земельной ренты устанавливается равной реальной процентной ставке, варьируется время от времени и по различным регионам или устанавливается государством и время от времени корректируется. В Австралии, Ирландии, Швеции, Нидерландах и Великобритании сельскохозяйственные угодья освобождены от налога. В Дании, США, Канаде, Финляндии, Швейцарии применяется значительно более низкая, чем рыночная, преференциальная оценка сельскохозяйственных земель для их налогообложения [3]. Земля в сельском хозяйстве дает меньшую норму прибыли и стоит дешевле, чем при промышленной, жилищной застройке и других видах землепользования. О неполноценном рынке сельскохозяйственных земель, неэффективных земельных платежах, низкой доле частной собственности на землю, широко распространенной порочной практике краткосрочного арендного землепользования и избыточном удержании (65 %) земель сельскохозяйственного назначения в государственной и муниципальной собственности и других проблемах сельскохозяйственного землепользования — в этой статье.