Переход к новой аграрной политике, развитие аренды, кооперации, крестьянских хозяйств потребовали коренного пересмотра земельного законодательства.
В этой связи особое значение приобретает пакет аграрных законов, принятых в России в конце 1990 г.
Поставлена задача перераспределения земли, чтобы создать наилучшие условия для развития всех форм хозяйствования, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории России.
Имеющаяся законодательная и нормативная база позволяет разработать механизм безболезненного введения частной собственности на землю для отдельных категорий земель.
Действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 36) допускается частная собственность на землю, это же предусмотрено и Земельным кодексом Российской Федерации.
Однако в Республике Дагестан, как субъекте Российской Федерации, граждане лишены права собственности на сельскохозяйственную землю. Такое положение противоречит Конституции Российской Федерации. Однако особенности республики, связанные с ограниченными земельными ресурсами и культурно историческими традициями населения, требуют осторожных подходов при введении частной собственности на сельхозземлю.
Возможность введения частной собственности на землю предусмотрена ст. 14 Конституции Республики Дагестан — «Право частной собственности на землю приобретается на основании и в пределах, определяемых республиканским законом».
На седьмом съезде народных депутатов России был принят закон о частной собственности на землю, дающий право гражданам иметь в собственности земельные участки под личными подсобными и дачными хозяйствами, индивидуальным жилищным строительством и садоводством.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», граждане получили право свободно покупать и продавать земельные участки, дарить, обменивать, сдавать их в залог и аренду.