В статье показано, что ХХ в. значительно изменил социальную структуру обществ, трансформировав самосознание человека европейской культуры. Он подготовил и манифестировал актуальную современность третьего тысячелетия с ее глобальной структурой культурных и политических взаимосвязей, допускающую как преемственное развитие, так и критический пересмотр культурных традиций. Национальные культуры, их духовные традиции, этические и эстетические ценности подвергаются деконструкции под давлением унифицирующих практик информационного общества. Автор ставит вопрос: является ли актуальным исторический и духовный опыт русской культуры для современной России, для ее политической и культурной повестки дня? В статье выдвигается тезис, что основные понятия, входящие в философский тезаурус и задающие исследовательский горизонт русских философов культуры — государство, нация, культура, личность, свобода, религиозный опыт, творчество, — определены смыслами, идеалами и ценностями проекта модерна. Однако текущая современность по отношению к модерну кажется радикально новым проектом. Модерн, определивший культурную и политическую конфигурацию России и Европы в XVIII — начале ХХ в., не может конкурировать с этим проектом. Настоящая ситуация несет в себе серьезный вызов для исторической целостности и субъектности национальных культур. В этом контексте одной из ключевых задач является реактуализация интеллектуального наследия русской культуры, ее концептов человека, истории, духовной жизни, которые были сформулированы отечественными мыслителями.