Статья поступила 25.10.2022.
В конце 1920-х гг. в своем эссе «Мысли о романе» Х. Ортега-и-Гассет делился некоторыми соображениями о романе кинематографическом: «Однажды я попытался уяснить себе причину того достаточно скромного удовольствия, которое мне доставляют полнометражные американские фильмы, выстроенные в целый ряд серий... К немалому изумлению, я обнаружил, что наслаждаюсь отнюдь не сюжетом, кстати, весьма глупым, а действующими лицами. Больше всего мне нравились фильмы с героями интересными, привлекательными... Кинофильмы с красивыми исполнителями можно смотреть бесконечно, не испытывая ни малейшей скуки. Не важно, что происходит, — нам нравится, как эти люди входят, уходят, передвигаются по экрану. Не важно, что они делают, — наоборот, все важно, поскольку это делают они» [18]. Эта выдержка из эссе оказалась довольно популярной, в Интернете на нее можно было найти целый ряд отзывов. Один из них привлек внимание своей весьма неадекватной трактовкой, поскольку пользователь нелицеприятно высказался об авторе, назвав просмотр фильма «эффектом замочной скважины»: «В любом суперпупер-интеллектуале сидит вуайерист». Абстрагируясь от грубой тональности высказывания, от замочной скважины и вуайеризма, в этом отзыве можно найти зерно философской мысли: все мы — зрители.
Человек, наделенный способностью видеть, обладающий органами зрения, по своей физической природе является наблюдателем, созерцателем, очевидцем. Слова «зрить» и «зрелость» происходят от одного корня. Он «зрит» — и набирается мудрости, опыта; «зрит» окружающий мир, среду своего обитания и все, открывающееся его взору, можно в принципе именовать зрелищем.
Зрелище по сути своей загадочно и мало исследовано, хотя сама дефиниция представляется достаточно простой. Как определяют толковые словари, зрелище — это:
«1. То, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзаж). Необыкновенное зрелище. Зрелище для богов (потрясающее; шутливое).