По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 79 DOI:10.33920/nik-01-2212-05

Экран: зрелище как искусство?

Козьякова Мария Ивановна ФГБОУ ВО «Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина» Россия, 109012, г. Москва, ул. Неглинная, д. 6/2, стр. 1, 2, e-mail: markoz@yandex.ru

Зрелище — это всегда событие, выделенное из повседневного течения жизни. Зрелища, в том числе экранные, относятся к особой разновидности развлекательной культуры, представляя собой пассивный тип развлечения, доступного широким зрительским массам. К искусственно созданному зрелищу может быть отнесен любой акт (действие, действо), предназначенный для представления публике, будь то театральное, театрализованное, музыкальное, спортивное или какое-либо иное занимательное мероприятие. В статье рассматриваются характерные признаки данного феномена, возможности отнесения его к сфере искусства. Зрелищность характеризует лучшие произведения искусства, а экранная продукция предполагает обязательную зрелищность, эффект «карнавализации». Может ли она служить достаточным условием для отнесения того или иного артефакта к произведениям искусства? Вопрос является далеко не праздным в условиях активно развивающегося процесса эстетизации окружающей среды, в том числе эстетизации телевизионных новостных, политизированных программ, разнообразных шоу.

Литература:

1. Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. — М., 1992.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — M., 1965.

3. Богатырев П.И. Московская старина // Ушедшая Москва. — М., 1964.

4. Белоусов И.А. Ушедшая Москва // Ушедшая Москва. — М., 1964.

5. Гиляровский В.А. Москва и москвичи // Избранное: в 3 т. — М., 1960. — Т. 2.

6. Дуков Е.В. Сеть: публика и искусство. — М.: ГИИ, 2016.

7. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до 20 века. — М., 2002.

8. Маклюэн М. Средство само есть содержание // Информационное общество: сб. — М.: ООО «Издательство И74 АСТ», 2004.

9. Развлечение и искусство. Сборник статей / Под ред. Е.В. Дукова. — СПб., 2008.

10. Развлечение и искусство: сборник статей. — Вып. 2 / Ред.-сост. Е.В. Дуков. — СПб., 2011.

11. Румянцев С.Ю. Пожар в России // Развлекательная культура в России. Очерки истории и теории / Ред.-сост. Е.В. Дуков. — СПб., 2001.

12. Сальникова Е.В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. — М., 2012.

13. Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М., 1949–1992.

14. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Происхождение и развитие культуры. — М., 2008.

15. Хренов Н.А. Место зрелищных искусств в художественной культуре. — М., 1977.

16. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. — М., 2006.

17. Шаламов В. Белка // Четвертая Вологда. — Вологда, 1984.

18. Хосе Ортега-и-Гассет [Электронный ресурс]. — URL: http://www1.lib.ru/FILOSOF/ ORTEGA/ortega13.txt_Contents (дата обращения: 01.10.2022).

1. Augustine Aurelius. Confession. Peter Abelard. History of my disasters. — M., 1992.

2. Bakhtin M.M. Creativity of Francois Rabelais and folk culture of the Middle Ages and the Renaissance. — M., 1965.

3. Bogatyrev P.I. Moscow antiquity // Gone Moscow. — M., 1964.

4. Belousov I.A. Gone Moscow // Gone Moscow. — M., 1964.

5. Gilyarovsky V.A. Moscow and Muscovites // Selected: in 3 vols. — M., 1960. — T. 2.

6. Dukov E.V. Network: public and art. — M.: GII, 2016.

7. Koz'yakova M.I. Story. Culture. Everyday life. Western Europe: from antiquity to the 20th century. — M., 2002.

8. McLuhan M. The means itself is the content // Information Society: Sat. — M.: LLC “I74 AST Publishing House”, 2004.

9. Entertainment and art. Collection of articles, ed. E.V. Dukov. — St. Petersburg, 2008.

10. Entertainment and art: a collection of articles. Issue 2 / Ed.-stat. E.V. Dukov. — St. Petersburg, 2011.

11. Rumyantsev S.Yu. Fire in Russia // Entertainment culture in Russia. Essays on history and theory / Ed.-sost. E.V. Dukov. — SPb., 2001.

12. Salnikova E.V. Visual phenomenon. From ancient origins to the beginning of the XXI century. — M., 2012.

13. Explanatory dictionary of Ozhegov / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. — M., 1949–1992.

14. Flier A.Ya., Poletaeva M.A. Origin and development of culture. — M., 2008.

15. Khrenov N.A. The place of the performing arts in artistic culture. — M., 1977.

16. Khrenov N.A. Spectacles in the era of the uprising of the masses. — M., 2006.

17. Shalamov V. Squirrel // Fourth Vologda. — Vologda, 1984.

18. José Ortega y Gasset [Electronic resource]. — URL: http://www1.lib.ru/FILOSOF/ ORTEGA/ortega13.txt_Contents (Accessed 01.10.2022).

Статья поступила 25.10.2022.

В конце 1920-х гг. в своем эссе «Мысли о романе» Х. Ортега-и-Гассет делился некоторыми соображениями о романе кинематографическом: «Однажды я попытался уяснить себе причину того достаточно скромного удовольствия, которое мне доставляют полнометражные американские фильмы, выстроенные в целый ряд серий... К немалому изумлению, я обнаружил, что наслаждаюсь отнюдь не сюжетом, кстати, весьма глупым, а действующими лицами. Больше всего мне нравились фильмы с героями интересными, привлекательными... Кинофильмы с красивыми исполнителями можно смотреть бесконечно, не испытывая ни малейшей скуки. Не важно, что происходит, — нам нравится, как эти люди входят, уходят, передвигаются по экрану. Не важно, что они делают, — наоборот, все важно, поскольку это делают они» [18]. Эта выдержка из эссе оказалась довольно популярной, в Интернете на нее можно было найти целый ряд отзывов. Один из них привлек внимание своей весьма неадекватной трактовкой, поскольку пользователь нелицеприятно высказался об авторе, назвав просмотр фильма «эффектом замочной скважины»: «В любом суперпупер-интеллектуале сидит вуайерист». Абстрагируясь от грубой тональности высказывания, от замочной скважины и вуайеризма, в этом отзыве можно найти зерно философской мысли: все мы — зрители.

Человек, наделенный способностью видеть, обладающий органами зрения, по своей физической природе является наблюдателем, созерцателем, очевидцем. Слова «зрить» и «зрелость» происходят от одного корня. Он «зрит» — и набирается мудрости, опыта; «зрит» окружающий мир, среду своего обитания и все, открывающееся его взору, можно в принципе именовать зрелищем.

Зрелище по сути своей загадочно и мало исследовано, хотя сама дефиниция представляется достаточно простой. Как определяют толковые словари, зрелище — это:

«1. То, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзаж). Необыкновенное зрелище. Зрелище для богов (потрясающее; шутливое).

Для Цитирования:
Козьякова Мария Ивановна, Экран: зрелище как искусство?. Вопросы культурологии. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: