Статья поступила 25.10.2022.
Центральной проблемой отечественного искусствознания на современном этапе развития, по определению Д.В. Сарабьянова, является «выявление внутренних глубинных национальных традиций русского искусства и в целом культуры, скрытых от внешнего взгляда, но способных проявиться на какомлибо из исторических отрезков». Традиций, проявляющихся помимо воли художника и в условиях, далеких от текущей ситуации формирования этих традиций. Для продуктивного исследования данной проблемы, по мнению ученого, полезно «воспринять некоторый опыт гуманитарных наук — с тем, чтобы приобщиться к современному научному мышлению. На первом месте, с моей точки зрения, здесь оказывается и философия» [10, с. 3].
Ю.А. Савостицкий поясняет целесообразность использования в искусствознании циклической методологии философии культуры, считая, что «недостаточно изученный объект», находящийся в процессе становления и развития, нужно исследовать не в какой-либо замкнутой форме, а на основе самой «системы процедур и форматов сбора и обобщения эмпирического материала» [9, с. 39]. Это относится не только к философии, но и к изобразительному искусству, музыке, литературе, где накопление эмпирического материала должно происходить вне специализаций, поскольку специализация снимает вопрос о культуре и замещает его частным техническим вопросом, относящимся к внутренним закономерностям данной специализации.
Заметный вклад в разработку научных положений об исследовании культурно-исторической динамики отечественного искусства на основе принципа цикличности сделали П.А. Флоренский, Д.В. Сарабьянов, В.И. Тасалов, К.С. Малевич, В.М. Мунипов, В.П. Зинченко, Л.С. Выготский, Н.А. Хренов.
Д.В. Сарабьянов относил к глубинной традиции отечественного искусства религиозные представления, принимающие участие в сложении общенационального мировосприятия. «При всем различии в понимании и сущности того или иного вероисповедания, в исполнении церковных обрядов, в церковном обиходе, которое существовало и существует у разных слоев населения, основные принципы той или иной конфессии остаются той основой, которая скрепляет эти слои и формирует некое национальное единство миросозерцания, общее представление о добре и зле, о добродетели и пороке» [10, с. 47]. Особую важность для методологии современного искусствознания приобретает понимание специфики религиозного мировосприятия, представляемой мыслями П.А. Флоренского [12], который считал, что именно наглядность церковных обрядов выражает святыню. По мнению философа, культ имел первоначальный смысл «в искусстве Богоделания — Феургии» как коренной задачи человеческой жизни, как задачи полного претворения действительности смыслом и полной реализации в действительности смысла. С XVIII в. в искусство входит миф, отражающий образы повседневной жизни, сюжеты реального бытия природы и конкретной истории. Религиозный же смысл образа получал выражение в опосредованной форме — благодаря заострению нравственной проблематики, выявлению религиозного чувства и восприятию мира с помощью метафоры, ассоциации и т.д.