По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.01 DOI:10.33920/nik-01-2212-07

Циклизм и культурологические регулятивы искусствознания

Еретин Александр Владимирович ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры» Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, д. 167, e-mail: eretin-a@yandex.ru

В статье предлагается способ решения вопросов искусствознания, связанных с разработкой методологии исследования процессов художественной культуры на основе выявления внутренних глубинных традиций русского искусства. Обоснована целесообразность использования циклической методологии культурологии, исследующей объект в процессе его становления на основе самой системы процедур сбора и обобщения опытного материала. Проведен анализ авторских концепций циклизма в смежных областях знания — философии, психологии, дизайноведении. С позиций художественной практики систематизированы в циклы разрозненные методы изобразительной деятельности художника и построена культурно-историческая типология самодвижения трех ветвей отечественного искусства XX в.: академической, цельностной и формалистической.

Литература:

1. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. — Ташкент: Изд-во «ФАН» Узбекской ССР, 1990. — 315 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Смысл; Эксмо, 2004. — 512 с.

4. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура). — Т. 1. — СПб.: Кольна, 1995. — 680 с.

5. История русского и советского искусства / Под ред. Д.В. Сарабьянова. — М.: Высшая школа, 1989. — 448 с.

6. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. — М.: Плакат, 1987. — 208 с.

7. Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. — Т. 2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924–1930 / Ред. кол. Д.В. Сарабьянов и др. — М.: Гилея, 1998. — 374 с.

8. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. — М.: Логос, 2001. — 356 с.

9. Савостицкий Ю.А. Построение метамодели недостаточно изученного объекта // Философские аспекты системных исследований // Тр. философского (методологического) семинара / ВНИИ системных исследований. — М., 1980. — С. 39.

10. Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. — М.: Искусствознание, 1998. — 432 с.

11. Тасалов В.И. Светоэнергетика искусства. Очерки теоретического искусствознания. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 463 с.

12. Флоренский П.А. Из богословского наследия // Труды Московской Патриархии. — М., 1971. — Вып. 17. — 248 с.

13. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. — М.: Советский художник, 1988. — 588 с.

14. Хренов Н.А. Воля к сакральному. — СПб.: Алетейя, 2006. — 571 с.

15. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса / Н.А. Хренов. — М.: УРСС, 2002. — 446 с.

16. Хренов Н.А. Мифологические подтексты коммуникации на основе органопроекции. Кино и миф. Рецепция кино в городской культуре России начала XX века. Новая визуальность как проблема культуры / Н.А. Хренов. — М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. — 416 с.

17. Ionesov V. Imitative Ritual in Proto-Bactrian Mortuary Practice // Current Anthropology. — 1999. — V. 40. — № 1. — P. 87–89.

1. Bezmozdin L.N. In the world of design — Tashkent: Publishing house “FAN” of the Uzbek SSR, 1990. — 315 p.

2. Vygotsky L.S. Collected works. In 6 volumes. V. 4. Child psychology / Ed. D.B. Elkonina. — M.: Pedagogy, 1984. — 432 p.

3. Vygotsky L.S. Psychology of child development. — M.: Meaning; Eksmo, 2004. — 512 p.

4. Vlasov V.G. Styles in art. Dictionary (architecture, graphics, arts and crafts, painting, sculpture). T. 1. — St. Petersburg: Kolna, 1995. — 680 p.

5. History of Russian and Soviet art / Ed. D.V. Sarabyanov. — M.: Higher school, 1989. — 448 p.

6. Kudin P.A., Lomov B.F., Mitkin A.A. Psychology of perception and poster art. — M.: Poster, 1987. — 208 p.

7. Malevich K. Collected works in five volumes. Vol. 2 Articles and theoretical works published in Germany, Poland and Ukraine. 1924–1930 / Ed. count D.V. Sarabyanov and others — M.: Gileya, 1998. — 374 p.

8. Munipov V.M., Zinchenko V.P. Ergonomics: human-oriented design of hardware, software and environment. — M.: Logos, 2001. — 356 p.

9. Savostitsky Yu.A. Construction of a metamodel of an insufficiently studied object // Philosophical aspects of system research// Tr. philosophical (methodological) seminar / AllRussian Research Institute of System Research. — M., 1980. — Р. 39.

10. Sarabyanov D.V. Russian painting. Awakening memory. — M.: Art History, 1998. — 432 p.

11. Tasalov V.I. Light energy of art. Essays on theoretical art history. — St. Petersburg: Dmitry Bulanin, 2004. — 463 p.

12. Florensky P.A. From the theological heritage // Proceedings of the Moscow Patriarchate. Issue. 17. — M., 1971. — 248 p.

13. Favorsky V.A. Literary and theoretical heritage. — M.: Soviet artist, 1988. — 588 p.

14. Khrenov N.A. Will to the sacred. — St. Petersburg: Aleteyya, 2006. — 571 p.

15. Khrenov N.A. Culture in the era of social chaos / N.A. Fucking. — M.: URSS, 2002. — 446 p.

16. Khrenov N.A. Mythological subtexts of communication based on organoprojection. Cinema and myth. Film reception in the urban culture of Russia at the beginning of the 20th century. New visuality as a problem of culture / N.A. Fucking. — Moscow — St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives, 2019. — 416 p.

17. Ionesov V. Imitative Ritual in Proto-Bactrian Mortuary Practice // Current Anthropology. — 1999. — V. 40. — No. 1. — P. 87–89.

Статья поступила 25.10.2022.

Центральной проблемой отечественного искусствознания на современном этапе развития, по определению Д.В. Сарабьянова, является «выявление внутренних глубинных национальных традиций русского искусства и в целом культуры, скрытых от внешнего взгляда, но способных проявиться на какомлибо из исторических отрезков». Традиций, проявляющихся помимо воли художника и в условиях, далеких от текущей ситуации формирования этих традиций. Для продуктивного исследования данной проблемы, по мнению ученого, полезно «воспринять некоторый опыт гуманитарных наук — с тем, чтобы приобщиться к современному научному мышлению. На первом месте, с моей точки зрения, здесь оказывается и философия» [10, с. 3].

Ю.А. Савостицкий поясняет целесообразность использования в искусствознании циклической методологии философии культуры, считая, что «недостаточно изученный объект», находящийся в процессе становления и развития, нужно исследовать не в какой-либо замкнутой форме, а на основе самой «системы процедур и форматов сбора и обобщения эмпирического материала» [9, с. 39]. Это относится не только к философии, но и к изобразительному искусству, музыке, литературе, где накопление эмпирического материала должно происходить вне специализаций, поскольку специализация снимает вопрос о культуре и замещает его частным техническим вопросом, относящимся к внутренним закономерностям данной специализации.

Заметный вклад в разработку научных положений об исследовании культурно-исторической динамики отечественного искусства на основе принципа цикличности сделали П.А. Флоренский, Д.В. Сарабьянов, В.И. Тасалов, К.С. Малевич, В.М. Мунипов, В.П. Зинченко, Л.С. Выготский, Н.А. Хренов.

Д.В. Сарабьянов относил к глубинной традиции отечественного искусства религиозные представления, принимающие участие в сложении общенационального мировосприятия. «При всем различии в понимании и сущности того или иного вероисповедания, в исполнении церковных обрядов, в церковном обиходе, которое существовало и существует у разных слоев населения, основные принципы той или иной конфессии остаются той основой, которая скрепляет эти слои и формирует некое национальное единство миросозерцания, общее представление о добре и зле, о добродетели и пороке» [10, с. 47]. Особую важность для методологии современного искусствознания приобретает понимание специфики религиозного мировосприятия, представляемой мыслями П.А. Флоренского [12], который считал, что именно наглядность церковных обрядов выражает святыню. По мнению философа, культ имел первоначальный смысл «в искусстве Богоделания — Феургии» как коренной задачи человеческой жизни, как задачи полного претворения действительности смыслом и полной реализации в действительности смысла. С XVIII в. в искусство входит миф, отражающий образы повседневной жизни, сюжеты реального бытия природы и конкретной истории. Религиозный же смысл образа получал выражение в опосредованной форме — благодаря заострению нравственной проблематики, выявлению религиозного чувства и восприятию мира с помощью метафоры, ассоциации и т.д.

Для Цитирования:
Еретин Александр Владимирович, Циклизм и культурологические регулятивы искусствознания. Вопросы культурологии. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: