По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.7 DOI:10.33920/nik-01-2212-06

Непрерывность культуры, или Метафизический долг

Мильдон Валерий Ильич ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)» Россия, 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3, e-mail: mail@vgik.info

Все, что содействует индивидуализации человека, следует признать необходимым условием современной этики — интеллектуального и бытового поведения человека, и метафизический долг есть понятие этическое («наш долг по отношению друг к другу», по словам Ньютона), исходя из которого (идеальное, разумеется, пожелание) должны определяться экономика и политика в современном мире.

Статья поступила 25.10.2022.

...Для нас важно быть осведомленными и о наших недочетах, чтобы их исправлять, и о наших возможностях, чтобы их использовать.

Лейбниц. О литературной республике, 16811

В небольшом сочинении «Метаморфоз растений» Гёте высказал мысль о вероятном существования некоего «прарастения» (Urpflanz) в качестве исходной формы всех растений. Затем: «Я вскоре почувствовал необходимость установить такой тип, с помощью которого все млекопитающие могли бы быть испытаны по сходству и различию; и как прежде я нашел перворастение, так теперь я старался найти первоживотное...»2.

А в «Наброске общего введения в сравнительную анатомию, исходя из остеологии» он рассуждал: «...Человек построен таким образом, что он объединяет в себе много свойств и натур и уже в силу этого физически существует в качестве маленького мира, как представитель прочих животных родов...»3.

В 1-й части «Фауста» герой произносит:

...Und lehrst mich meine Brüder

Im stillen Busch, in Luft und Wasser kennen4.

(...И учишь меня узнавать моих братьев

В кустарнике, воздухе и воде.)

Этим строчкам драмы соответствуют следующие из цитированного «Наброска»: «При сходстве человека с обезьяной, при том употреблении, какое некоторые ловкие животные делают из своих членов... весьма просто было подметить сходство совершеннейшего существа с менее совершенными братьями...»5.

Упомянутое «братство» простирается до того, что в двух столь разных по содержанию произведениях обнаруживается лексическое совпадение. Две последние строки прозаического оригинала выглядят так: «...Konnte man die Ähnlichkeit des vollkommensten Geschöpfes mit unvollkommeneren Brüdern gar leicht geführt werden...» (XII, 71).

Для Цитирования:
Мильдон Валерий Ильич, Непрерывность культуры, или Метафизический долг. Вопросы культурологии. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: