По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43 DOI:10.33920/nik-01-2212-08

Кино в эпоху социальной неопределенности: опыт и переживание (на примере современного отечественного кинематографа)

Орищенко Светлана Серафимовна ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры» Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, д. 167, e-mail: orichtchenko63_6@mail.ru

Социальная неопределенность — тревожное время, когда человек, общество, государство стоят перед выбором пути, по которому необходимо следовать, чтобы сохранить внутреннее единство со «своими», определить место «чужим» и распознать «других», которые стремятся пополнить группу «своих». Кино чутко реагирует на запросы общества в поисках нравственной опоры для решения сложных задач. При этом современный отечественный кинематограф сам испытывает кризис, который заключается в размывании ценностных ориентиров. Мир без героя погружается в хаос, когда смерть начинает превалировать над жизнью, когда человек не видит выхода из сложившегося положения, когда он не понимает, куда идти и на чьей стороне правда. Вместе с тем искусство кино помогает расшифровать закодированные символы и метафоры и через художественные образы примириться с реальностью.

Литература:

1. Хренов Н.А. Становление визуальности нового типа с точки зрения философии. От последовательного развертывания разных фаз в становлении Духа к их одновременности. Новая визуальность как проблема культуры / Н.А. Хренов. — М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. — 416 с.

2. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса / Н.А. Хренов. — М.: УРСС, 2002. — 446 с.

3. Хренов Н.А. Мифологические подтексты коммуникации на основе органопроекции. Кино и миф. Рецепция кино в городской культуре России начала XX века. Новая визуальность как проблема культуры / Н.А. Хренов. — М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. — 416 с.

4. Ионесов В.И. Культура на переходе: императивы трансформации и возможности развития: монография. — Самара: ООО «Изд-во ВЕК # 21», 2011. — 537 c.

5. Орищенко С.С. Современная кинокультурология: Метаязык художественной экранизации: монография / С.С. Орищенко. — Самара: Изд-во ООО «Порто-Принт», 2021. — 368 с.

6. Флиер А.Я. Социальная реальность глазами культуролога // Культура культуры. — 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cult-cult.ru/social-reality-as-viewed-by-aculturologist/ (дата обращения: 31.10.2022).

1. Khrenov N.A. The formation of a new type of visuality from the point of view of philosophy. From the successive deployment of different phases in the formation of the Spirit to their simultaneity. New visuality as a problem of culture / N.A. Fucking. — Moscow — St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives, 2019. — 416 p.

2. Khrenov N.A. Culture in the era of social chaos / N.A. Fucking. — Moscow: URSS, 2002. — 446 p.

3. Khrenov N.A. Mythological subtexts of communication based on organoprojection. Cinema and myth. Film reception in the urban culture of Russia at the beginning of the 20th century. New visuality as a problem of culture / N.A. Fuck new. — Moscow — St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives, 2019. — 416 p.

4. Ionesov V.I. Culture in Transition: Transformation Imperatives and Development Opportunities: A Monograph. — Samara: LLC “Izd-vo VEK # 21”, 2011. — 537 p.

5. Orishchenko S.S. Modern cinematography: Metalanguage of artistic film adaptation: monograph / S.S. Orishchenko. — Samara: Publishing House of OOO Porto-Print, 2021. — 368 p.

6. Flier A.Ya. Social reality through the eyes of a culturologist // Culture of Culture, 2015 [Electronic resource]. — URL: http://www.cult-cult.ru/social-reality-as-viewed-by-aculturologist/ (Accessed 31.10.2022).

Статья поступила 25.10.2022.

Искусству кинематографа более ста лет. За этот период накоплено огромное количество фильмов, и, следовательно, по мнению Н.А. Хренова, «можно утверждать, что огромный массив идей и концепций, существующих в разных научных сферах, требует их организации и систематизации» [1, с. 179]. Искусство, как и наука, требует такой же «организации и систематизации».

Неопределенность любого толка провоцирует у человека тревожное состояние. Культура на переходе размывает смыслы, обезразличивает ценности и дезориентирует социум [4]. Пограничные ситуации нагнетают растерянность и страх. Это состояние вызвано вариантами выбора и боязнью совершить ошибку. Если человек пытается найти свой путь: разобраться в собственных чувствах, найти опору в вере, готов сопротивляться внешним и внутренним обстоятельствам, — значит, его путь интересен современному отечественному кино. Художественные образы, созданные в кинематографе, помогают зрителю приобрести новый опыт через переживание киногероя, поскольку «зритель идентифицирует себя с экранными персонажами» [3, с. 303], ищет ответы на собственные вопросы. Нами завершен один из этапов исследования современного отечественного кинематографа в течение 10 лет. Издана монография «Современная кинокультурология: метаязык художественной экранизации» [5]. Из всего многообразия художественных фильмов (последнее пятидесятилетие) для исследования было отобрано 36 художественных фильмов. Часть из них мы рассмотрим в данной статье.

Социальная неопределенность последнего тридцатилетия XX в. основывалась на недоверии к лидерам коммунистической партии, на желании познать мир за железным занавесом, на раскаянии за ошибки революционного прошлого и геноцид русского народа в Гражданскую войну, на страхе перед неизвестностью, на ожидании атомного апокалипсиса. Недоверие к лидерам коммунистической партии прекрасно показано в «Покаянии» Т. Абуладзе. Человек во власти начинает играть демоническую роль. Он все видит, все слышит, все знает. Судьбы персонажей зависят от его воли. Авель Аравидзе может казнить, а может помиловать. Казнить ему нравится больше. Он стирает из памяти имена близких людей, сосланных из Грузии в Сибирь, сводит людей с ума, закапывает их живыми. Ни вестей, ни права на переписку, только срезы вековых сосен, привезенные из тайги, могут стать связующей ниточкой между миром живых и мертвых. Рыдают покинутые вдовы над спилами деревьев, где дорогие для них люди написали прощальные слова.

Для Цитирования:
Орищенко Светлана Серафимовна, Кино в эпоху социальной неопределенности: опыт и переживание (на примере современного отечественного кинематографа). Вопросы культурологии. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: