По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.2 DOI:10.33920/nik-01-2212-03

Национальная культура как проблема философско-культурологического анализа: актуальный дискурс

Жукова Ольга Анатольевна ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Россия, 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21, стр. 4, e-mail: ozhukova@hse.ru, ORCID: 0000-0002-0152-926X

В статье показано, что ХХ в. значительно изменил социальную структуру обществ, трансформировав самосознание человека европейской культуры. Он подготовил и манифестировал актуальную современность третьего тысячелетия с ее глобальной структурой культурных и политических взаимосвязей, допускающую как преемственное развитие, так и критический пересмотр культурных традиций. Национальные культуры, их духовные традиции, этические и эстетические ценности подвергаются деконструкции под давлением унифицирующих практик информационного общества. Автор ставит вопрос: является ли актуальным исторический и духовный опыт русской культуры для современной России, для ее политической и культурной повестки дня? В статье выдвигается тезис, что основные понятия, входящие в философский тезаурус и задающие исследовательский горизонт русских философов культуры — государство, нация, культура, личность, свобода, религиозный опыт, творчество, — определены смыслами, идеалами и ценностями проекта модерна. Однако текущая современность по отношению к модерну кажется радикально новым проектом. Модерн, определивший культурную и политическую конфигурацию России и Европы в XVIII — начале ХХ в., не может конкурировать с этим проектом. Настоящая ситуация несет в себе серьезный вызов для исторической целостности и субъектности национальных культур. В этом контексте одной из ключевых задач является реактуализация интеллектуального наследия русской культуры, ее концептов человека, истории, духовной жизни, которые были сформулированы отечественными мыслителями.

Литература:

1. Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. — М.: РОССПЭН, 2006.

2. Мальковская И.А. Многоликий Янус открытого общества: Опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

3. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопросы философии. — 1992. — № 4. — С. 40–52.

4. Сикевич З.В. Этничность и современное общество // Социальные и ментальные тенденции современного российского общества / Под ред. В.Е. Семенова. — СПб.: Издво СПб ун-та, 2005. — С. 68–78.

5. Жукова О.А. Наследие Д.С. Лихачева и культура открытого мира: как возможен диалог? // Вопросы культурологии. — 2011. — № 8. — С. 66–69.

6. Русский мир как цивилизационное пространство / Под ред. А.А. Гусейнова, А.А. Кара-Мурзы, А. Ф. Яковлевой. — М.: ИФРАН, 2011.

7. Триандис Г.С. Культура и социальное поведение. — М.: ФОРУМ, 2007.

8. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы / Под ред. П.К. Гречко, Е.М. Курмелевой. — М.: РОССПЭН, 2009.

9. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. — М.: Аспект Пресс, 2004.

10. Сидорина Т.Ю. Культурные трансформации ХХ столетия: кризис культуры в оценке западноевропейских и отечественных мыслителей. — М.: Проспект, 2018.

11. Webster Fr. Theories of the Information Society. — L. & N. Y.: Routledge, 2003.

12. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, Изд-во КДУ, 2013.

13. Автономова Н.С. Философский язык Жака Деррида. — М.: РОССПЭН, 2011.

14. Дуков Е.В. Сеть: публика и искусство. — М.: ГИИ, 2016.

15. Toffler A. Powershift: knowledge, wealth, a violent at the age of the 21th cent. — N. Y.: Banton books, 1990.

16. Бауман З. Индивидуализированное общество. — М.: Логос, 2002.

17. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. — СПб., 2002.

18. Акопян К.З. ХХ век в контексте искусства (История болезни как повод для размышлений). — М.: Академический проект; РИК, 2005.

19. Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. — М.: АльфаМ, 2005.

20. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. — Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000.

21. Гидденс Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. — СПб.: Питер, 2004.

22. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Культурная революция; Республика, 2006.

23. Йоас Х. Возникновение ценностей. — СПб.: Алетейя, 2014. — С. 223.

24. Кантор В.К. «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов (Становление философского пространства в России). — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011.

25. Жукова О.А. Ценностный выбор российского общества как проблема культурной самоидентификации // Знание. Понимание. Умение. — 2016. — № 3. — С. 87–96.

1. Poberezhnikov I.V. Perexod ot tradicionnogo k industrial`nomu obshhestvu: teoretikometodologicheskie problemy` modernizacii. — M.: ROSSPE`N, 2006.

2. Mal`kovskaya I.A. Mnogolikij Yanus otkry`togo obshhestva: Opy`t kriticheskogo osmy`sleniya likov obshhestva v e`poxu globalizacii. — M.: Izdatel`stvo LKI, 2008.

3. Xabermas Yu. Modern — nezavershenny`j proekt // Voprosy` filosofii. — 1992. — № 4. — S. 40–52.

4. Sikevich Z.V. E`tnichnost` i sovremennoe obshhestvo // Social`ny`e i mental`ny`e tendencii sovremennogo rossijskogo obshhestva / Pod red. V.E. Semenova. — SPb.: Izd-vo SPb un-ta, 2005. — S. 68–78.

5. Zhukova O.A. Nasledie D.S. Lixacheva i kul`tura otkry`togo mira: kak vozmozhen dialog? // Voprosy` kul`turologii. — 2011. — № 8. — S. 66–69.

6. Russkij mir kak civilizacionnoe prostranstvo / Pod red. A.A. Gusejnova, A.A. Kara-Murzy`, A.F. Yakovlevoj. — M.: IFRAN, 2011.

7. Triandis G.S. Kul`tura i social`noe povedenie. — M.: FORUM, 2007.

8. Social`noe: istoki, strukturny`e profili, sovremenny`e vy`zovy` / Pod red. P.K. Grechko, E.M. Kurmelevoj. — M.: ROSSPE`N, 2009.

9. Mnogolikaya globalizaciya. Kul`turnoe raznoobrazie v sovremennom mire / Pod red. P. Bergera i S. Xantingtona. — M.: Aspekt Press, 2004.

10. Sidorina T.Yu. Kul`turny`e transformacii XX stoletiya: krizis kul`tury` v ocenke zapadnoevropejskix i otechestvenny`x my`slitelej. — M.: Prospekt, 2018.

11. Webster Fr. Theories of the Information Society. — L. & N. Y.: Routledge, 2003.

12. Bodrijyar Zh. Simvolicheskij obmen i smert`. — M.: Dobrosvet, Izdatel`stvo KDU, 2013.

13. Avtonomova N.S. Filosofskij yazy`k Zhaka Derrida. — M.: ROSSPE`N, 2011.

14. Dukov E.V. Set`: publika i iskusstvo. — M.: GII, 2016.

15. Toffler A. Powershift: knowledge, wealth, a violent at the age of the 21th cent. — N. Y.: Banton books, 1990.

16. Bauman Z. Individualizirovannoe obshhestvo. — M.: Logos, 2002.

17. Tul`chinskij G.L. Postchelovecheskaya personologiya. Novy`e perspektivy` svobody` i racional`nosti. — SPb., 2002.

18. Akopyan K.Z. XX vek v kontekste iskusstva (Istoriya bolezni kak povod dlya razmy`shlenij). — M.: Akademicheskij Proekt; RIK, 2005.

19. Khrenov N.A. Social`naya psixologiya iskusstva: perexodnaya e`poxa. — M.: Al`fa-M, 2005.

20. Zatonskij D.V. Modernizm i postmodernizm: My`sli ob izvechnom kolovrashhenii izyashhny`x i neizyashhny`x iskusstv. — Xar`kov: Folio; M.: AST, 2000.

21. Giddens E`. Transformaciya intimnosti: seksual`nost`, lyubov` i e`rotizm v sovremenny`x obshhestvax. — SPb.: Piter, 2004.

22. Bodrijyar Zh. Obshhestvo potrebleniya. Ego mify` i struktury`. — M.: Kul`turnaya revolyuciya; Respublika, 2006.

23. Joas X. Vozniknovenie cennostej. — SPb.: Aletejya, 2014. — S. 223.

24. Kantor V.K. «Krushenie kumirov», ili Odolenie soblaznov (Stanovlenie filosofskogo prostranstva v Rossii). — M.: Rossijskaya politicheskaya e`nciklopediya (ROSSPE`N), 2011.

25. Zhukova O.A. Cennostny`j vy`bor rossijskogo obshhestva kak problema kul`turnoj samoidentifikacii // Znanie. Ponimanie. Umenie. — 2016. — № 3. — S. 87–96.

Статья поступила 25.10.2022.

В условиях доминирующей глобалистской повестки отказ от саморефлексии на уровне самосознания национальной культуры становится устойчивой и идеологически поддерживаемой практикой, затрудняющей или устраняющей потребность в постижении смысла ее ключевых текстов. Национальные культуры в процессе глобальных трансформаций сталкиваются с ситуацией, которую на языке постмодерна можно назвать деконструкцией смыслов. Русская культура с ее высокими художественными практиками и традицией религиозности — не исключение. Идеалы и ценности, конституирующие русский культурный мир и удерживающие в большом времени истории его идеальную ценностно-смысловую семиосферу, вступают в противоречие с практиками современной культуры, воплощающими некие новые представления о человеке, моральных и социальных нормах общественной жизни.

Закономерно возникает вопрос: есть ли исторические перспективы у русской культуры, которая существует в глобальной современности, для которой характерны, с одной стороны, унификация жизненных практик, с другой — мозаичное сочетание модерных и традиционных культур, цивилизационных укладов, национально-культурных традиций? С этой точки зрения культурная история России и опыт русской культуры, рассматриваемые как предмет философского постижения и интерпретации, становятся еще более сложночитаемыми «текстами».

Есть затруднения в исследованиях, которые посвящены анализу современного общества в его модерных и постмодерных формах [1, с. 7–9]. Новые технологические возможности, меняющие принципы социальной и личностной коммуникации, скорость информационных потоков, диффузия общественных систем и национальных, ориентированных на традиционные ценности, — только видимая часть трансформаций, определяющих характер глобальной перестройки мировой архитектуры — сам способ существования современной цивилизации. В случае с русской культурой с точки зрения как анализа ее существующих высоких практик, так и выявления архетипических черт, составляющих идеально-ценностное основание религиозных, политических, художественных и философских традиций, присутствующих в актуальном опыте российского общества, необходимо реконструировать интеллектуально-художественный контекст современности как социального и историкокультурного феномена.

Для Цитирования:
Жукова Ольга Анатольевна, Национальная культура как проблема философско-культурологического анализа: актуальный дискурс. Вопросы культурологии. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: