Статья поступила 25.10.2022.
В условиях доминирующей глобалистской повестки отказ от саморефлексии на уровне самосознания национальной культуры становится устойчивой и идеологически поддерживаемой практикой, затрудняющей или устраняющей потребность в постижении смысла ее ключевых текстов. Национальные культуры в процессе глобальных трансформаций сталкиваются с ситуацией, которую на языке постмодерна можно назвать деконструкцией смыслов. Русская культура с ее высокими художественными практиками и традицией религиозности — не исключение. Идеалы и ценности, конституирующие русский культурный мир и удерживающие в большом времени истории его идеальную ценностно-смысловую семиосферу, вступают в противоречие с практиками современной культуры, воплощающими некие новые представления о человеке, моральных и социальных нормах общественной жизни.
Закономерно возникает вопрос: есть ли исторические перспективы у русской культуры, которая существует в глобальной современности, для которой характерны, с одной стороны, унификация жизненных практик, с другой — мозаичное сочетание модерных и традиционных культур, цивилизационных укладов, национально-культурных традиций? С этой точки зрения культурная история России и опыт русской культуры, рассматриваемые как предмет философского постижения и интерпретации, становятся еще более сложночитаемыми «текстами».
Есть затруднения в исследованиях, которые посвящены анализу современного общества в его модерных и постмодерных формах [1, с. 7–9]. Новые технологические возможности, меняющие принципы социальной и личностной коммуникации, скорость информационных потоков, диффузия общественных систем и национальных, ориентированных на традиционные ценности, — только видимая часть трансформаций, определяющих характер глобальной перестройки мировой архитектуры — сам способ существования современной цивилизации. В случае с русской культурой с точки зрения как анализа ее существующих высоких практик, так и выявления архетипических черт, составляющих идеально-ценностное основание религиозных, политических, художественных и философских традиций, присутствующих в актуальном опыте российского общества, необходимо реконструировать интеллектуально-художественный контекст современности как социального и историкокультурного феномена.