Актуальность. Движение окружает и сопровождает нас повсюду: движутся планеты, время, воды рек, жизнь городов сопровождается движением транспорта по магистралям. Наша собственная жизнь также неотделима от феномена движения, как на микро-, так и на макроуровне, будь то движение и деление атомов вещества и клеток тела, движение и взаимодействие наших тел в пространстве или движение человека к определенной цели, обусловленное намерением и выраженное в поступках, которые сами по себе тоже являются движением воли. Цель: описать и оценить природу феномена движения как в истории философии (от Зенона до Декарта и Бергсона), так и в истории медицины (от Аристотеля и Цельса до современных механизмов, дающих человеку шанс возвратить возможность движения как аспекта полноценного бытия). Методы: методом исследования является не только анализ развития феномена движения в истории философии и науки, но и анализ влияния современных технологий на само понимание природы движения не как физиологического, но как онтологического феномена. Результаты. Античное представление о движении как об обмане чувств, описывающем замкнутое на себя существование объективно неподвижного космоса или являющемся источником и причиной вечно возникающего и разрушающегося бытия, было попыткой мыслителей «зацепиться разумом за бытие», не просто создав картину единого космоса, но и осмыслив его как часть мира человека. Телесное движение и строение человека понимались как часть видимого и умозрительного строения сущего. Мысль Средневековья, понимавшая движение как путь мира и человека к Богу, воспринимала феномен движения как выражение свободной воли и одновременно стремление мира к своему завершению, которое одновременно является и моментом его преображения. Эпоха Возрождения, провозгласившая человека самоцелью существования, тесно связывает физическое движение человека с движением космоса, а видимую природу полагает источником познания Божественной воли. Новое время, теоретически разделившее механику телесного и побуждения души и ума и объявившее человека «биологической машиной», на деле не разрывает взаимосвязь движения души и тела, но, демонстрируя различие в природе этих движений, предвосхитило открытие психосоматики. Наконец, Новейшее время не просто создало классификацию «техник тела», присущих различным стадиям жизни человека и группам людей, описав социокультурный аспект телесности, но и восприняло движение как акт нашего существования и причастности к существованию мира. Заключение. Движение не может пониматься в качестве чисто физиологического акта. В процессе роста, становления, едва научившись ходить, мы сталкиваемся с необходимостью совершать поступки, «вести себя», быть как личное «я» и как часть столкнувшегося с нами движущегося мира. Мира, в котором каждый шаг — событие и поступок, способные определить «ландшафт нашего личного и всеобщего бытия».