По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.4:001.12 DOI:10.33920/nik-01-2108-04

«Читая тайные Херсона письмена». Интерактивная экскурсия-спектакль по объектам культурного наследия византийского Херсона (часть 2)

Дмитриева Лариса Валерьевна ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ffch@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2847-8842

Предлагаемый сценарий интерактивной экскурсии-спектакля рассчитан на детскую аудиторию 9–11 лет. Маршрут проектируется как игровая историко-культурная реконструкция пространства и инфраструктуры византийского города. При этом фабула экскурсии выстраивается через зрительно-ассоциативный ряд связанных с объектами показа художественных артефактов — христианских образов-символов, раскрывающих особенности картины мира средневековой культуры. Проект является частью программы академического партнерства РГПУ им. А.И. Герцена с историко-археологическим музеем-заповедником «Херсонес Таврический» и реализуется в ходе выездных летних практик бакалавров кафедры теории и истории культуры.

Литература:

1. Булгаков В. Северопричерноморские глазури XIII–XV вв.: археометрическое изучение // Восточноевропейский археологический журнал. — 1999. — № 1 (1) [Электронный ресурс]. — URL: http://archaeology.kiev.ua/journal/011299/bulgakov.htm (дата обращения: 12.03.2021).

2. Залесская В.Н. Памятники византийского прикладного искусства. Византийская керамика IX–XIII вв.: Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011 [Электронный ресурс]. — URL: http://hermitagemuseum.org›wps/wcm (дата обращения: 12.03.2021).

3. Райкен Л., Уилхойт Д., Логман Т. Словарь библейских образов [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskih-obrazov/ (дата обращения: 12.03.2021).

4. Рукописная книга в Византии // Всеобщая история книги [Электронный ресурс]. — URL: http://maxbooks.ru/berabum/shomrak10.htm (дата обращения: 12.03.2021).

5. Тесленко И.Б. Поливная керамика Крыма от эпохи Золотой Орды и Генуэзской колонизации до Османских завоеваний: 120 лет исследований (историографический очерк) // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. — 2016. — № 8. — С. 192–260 [Электронный ресурс]. — URL: https://maiask.ru/arhiv/2016-no-8/ (дата обращения: 12.03.2021).

6. Шаповалов Г.И. О символе «якорь-крест» и значении знака Рюриковичей // Византийский временник. — 1997. — Т. 57 (82). — С. 204–211 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vremennik.biz/opus/BB/57 (дата обращения: 12.03.2021).

1. Bulgakov V. Northern Blacks eaglazedglassin XIII–XV centuries: arhometric study // Vostochnoevropeiskiy arkheologicheskiy zhurnal. — 1999. — No. 1 (1) [Electronic resource]. — URL: http://archaeology.kiev.ua/journal/011299/bulgakov.htm (data extracted on: 12.03.2021).

2. Zalesskaya V.N. Collection catalogue. — St. Petersburg: State Hermitage Publishing House. 2011 [Electronic resource]. — URL: http://hermitagemuseum.org›wps/wcm (data extracted on: 12.03.2021).

3. Raiken L., Wilhoit D., Logman T. Biblical images dictionary [Electronic resource]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskih-obrazov/ (data extracted on: 12.03.2021).

4. Manuscripts in Byzantium // Vseobshaya istoria knigi [Electronic resource]. — URL: http://maxbooks.ru/berabum/shomrak10.htm (data extracted on: 12.03.2021).

5. Teslenko I.B. Glazedceramicsinthe Crimeafrom The Golden Horde epochand the Genovese colonization to the Ottomaninvasions: 120 years of studies (historiographical overview) // Materialy po arkheologii i istorii antichnogo i srednevekovogo Prichernomoria. — 2016. — No. 8. — Р. 192–260 [Electronic resource]. — URL: https://maiask.ru/arhiv/2016-no-8/ (data extracted on: 12.03.2021).

6. Shapovalov G.I. Symbol “anchor-cross” and sign meaning of the Rurikovichs // Vizantiiskiy vremennik. — 1997. — Volume 57 (82). — Р. 204–211 [Electronic resource]. — URL: http://www.vremennik.biz/opus/BB/57 (data extracted on: 12.03.2021).

Статья поступила 18.03.2021

Автор выражает глубокую благодарность директору музея-заповедника «Херсонес Таврический» Е.А. Морозовой за предоставленную возможность реализации проекта в ходе летней выездной практики студентов РГПУ им. А.И. Герцена.

Консультант проекта: научный сотрудник экскурсионного отдела музея «Херсонес Таврический» И.А. Каткова.

Режиссура мизансцен экскурсии-спектакля: старший преподаватель кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена О.В. Почуйко.

В разработке сценария принимали участие бакалавры кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена, обучающиеся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Культурологическое образование», А.В. Малышкина, К.А. Водопьянова, С.С. Дядюша, Е.В. Гриценок, К.В. Янкина, П.А. Сафронов, Н.О. Оглоблин, М.В. Лантухов.

Продолжительность: 1 час 20 минут.

Действующие лица: Анна; Феодора, хозяйка постоялого двора; Берта, помощница хозяйки в торговой лавке.

Реквизит: для игры «Корзинка припасов» — корзина, покрытая платком; свитки из крафт-бумаги с рецептами византийских блюд; муляжи ингредиентов блюд; три темные повязки на глаза; для игры «Реставратор» — глазурированные тарелки с изображениями павлина, грифона, сирина, орнамента «плетенка»; тарелки-пазлы с изображениями голубя, рыбы, солнца, льва; изображение льва на тарелке поливной керамики из Херсонеса.

Формы интерактивности: игра «Корзинка припасов», игра «Реставратор».

Символ: лев.

Анна: Ребята, мы с вами находимся на постоялом дворе. Здесь все гости города, заморские купцы, чужестранцы и путешественники могут отдохнуть с дороги, найти приют, ночлег и трапезу. А управляет такой большой усадьбой хозяйка.

Хозяйка: Добро пожаловать на наш постоялый двор, достопочтенные гости! Меня зовут Феодора. Я готова принимать вас с теплом и радушием.

Для Цитирования:
Дмитриева Лариса Валерьевна, «Читая тайные Херсона письмена». Интерактивная экскурсия-спектакль по объектам культурного наследия византийского Херсона (часть 2). Вопросы культурологии. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: