Публикация посвящена современным тенденциям развития системы высшего образования в России. Уделяется внимание сравнительному анализу функционирования университетов с особым статусом (национальных исследовательских университетов, федеральных университетов, опорных университетов), вопросам повышения конкурентоспособности российских вузов на международной арене, развития вузовской науки, цифровизации высшего образования, экспорта образовательных услуг. Также представлены сведения о масштабах сети организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, финансировании высшего образования, результатах образовательной деятельности, научно-педагогических кадрах, инфраструктуре вузов и др.
При подготовке использовались данные Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (результаты федеральных статистических наблюдений и мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования), Федеральной службы государственной статистики, Федерального казначейства, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
28 образовательных организаций высшего образования вошли в международный рейтинг QS World University Rankings, 17 из них — в топ-500. При этом практически все улучшили свои позиции по сравнению с предыдущим годом. В международном рейтинге Times Higher Education (THE) представлены 48 российских вузов, семь из них — в топ-500. Три российских вуза — МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, НИУ ВШЭ — уже второй год подряд удерживают свои позиции в нем.
В России доля расходов на высшее образование по отношению к ВВП составляет около 1%. Это существенно ниже, чем в США, Канаде, Великобритании, Швеции. При этом на долю средств, полученных от научных исследований и разработок, приходится около 12% общего объема финансирования вузов. На протяжении ряда лет эта величина стабильна. Лидируют национальные исследовательские университеты с показателем почти 25%.
Российское высшее образование становится все более привлекательным для иностранных граждан. Традиционно большинство иностранных обучающихся — граждане стран СНГ. Дальнее зарубежье в наибольшей степени представлено гражданами Китая, Вьетнама, Индии. Среди обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры их доля составляет 7%, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре — 9%, программам ординатуры — 7%, программам ассистентуры-стажировки — 29%.