Философско-культурологическое исследование о месте и роли российской цивилизации и культуры в истории Европы и Азии. На основании анализа обширного фактического материала, относящегося к географическим, демографическим, этноисторическим и иным аспектам сравнения, автор приходит к выводу о невозможности удовлетвориться сведением фундаментальной историко-диалектической дополнительности западной и восточной цивилизационных систем к простой сумме их признаков и черт (необходим также учет византийского влияния). По мнению автора, в России под вуалью монотеизма с особой отчетливостью проступают дуалистические, манихейские (в широком смысле) основания культуры.
В статье рассматривается проблема комплексного характера локального культурного своеобразия исторических сообществ, включающего социальные, конфессиональные, политические и этнические системообразующие черты самобытности с ситуативным доминированием каждого типа. Впрочем, в разные исторические эпохи имело место доминирование определенных типов. Анализируется наиболее типичный (частотный) алгоритм становления черт локального своеобразия.
Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.
Об особенностях разработки интерактивных программ для младших школьников в условиях литературного музея и успешном опыте вовлечения коллег в процесс рассказывает Софья Давыдова, старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой.
За последние 23 года в Тольяттинском краеведческом музее разработаны два проекта межпоколенной семейной коммуникации (ценностного обмена между поколениями для восстановления нарушенной в советский и постсоветский периоды связи поколений). В первом случае с травмой встречаются подростки и семья, реально и опосредованно, через подростка, задающего семье и о семье вопросы (проект «Семейные АзБуки»), во втором — дошкольники и семья, условно — бабушки и внуки (проект «Детство Ставрополя-Тольятти: ХХ век»). Этот интегративный курс на стыке музейной педагогики, психологии, документоведения использует документальное наследие территории (редкие книги и документы музея и семейного архива), нематериальное наследие семьи.
Заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, внесенный 10.07.2020 в Государственную Думу РФ депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым и сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом.
Несмотря на неоднозначное отношение исследователей-правоведов к месту и роли правовых обычаев в современных правовых системах, данная тема вызывает большой интерес в отечественной науке. Транзитивный характер российского общества является тому признанным основанием. Была поставлена цель — провести сравнительный анализ подходов к указанному явлению в трех социально-гуманитарных науках: философии, культурологии и юридической антропологии. На основании анализа ряда работ последних пяти лет был сделан вывод, что наибольший когнитивный потенциал содержит юридическая антропология — сравнительно молодая наука, изучающая правовое бытие человечества (и составляющих его этнических групп, народов, наций) на всех стадиях развития этого бытия, от архаических до современных.
В рецензии дается высокая оценка книге Е.В. Шахматовой «Мифологема “Восток” в философско-эзотерическом контексте культуры Серебряного века». Ее значение, по мнению рецензента, заключается в том, что в ней убедительно доказывается, что Восток для России не являлся исключительно внешней оппозицией, но органично входил в ее геополитическое пространство, был значим для культурно-исторического развития страны.
С 21 по 25 декабря 2020 г. в кинотеатре «Москино Космос» прошли «Дни вьетнамского кино в России». В программе были показаны пять игровых картин современных вьетнамских режиссеров, удостоенных национальных и международных кинонаград.
Despite the ambiguous attitude of legal researchers to the place and role of legal customs in modern legal systems, this topic is of great interest in domestic science. The transitive nature of Russian society is a recognised reason for that. The set goal was to conduct a comparative analysis of the approaches to this phenomenon in three social sciences and humanities — philosophy, cultural studies and legal anthropology. Based on the analysis of a number of works of the last 5 years, it was concluded that the greatest cognitive potential is contained in legal anthropology. It is a relatively young science that studies the legal existence of humanity (and its constituent ethnic groups, peoples, nations) at all stages of the development of this existence, from archaic to modern times.