По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340.155.6 DOI:10.33920/nik-01-2102-07

Понятие правового обычая в философии, культурологии и юридической антропологии

Агошков Андрей Валерьевич НП «Издательский дом «Панорама», Россия, 127015, Москва, Бумажный пр-д, д. 14, стр. 2, E-mail: meteor70@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-2132-7080

Несмотря на неоднозначное отношение исследователей-правоведов к месту и роли правовых обычаев в современных правовых системах, данная тема вызывает большой интерес в отечественной науке. Транзитивный характер российского общества является тому признанным основанием. Была поставлена цель — провести сравнительный анализ подходов к указанному явлению в трех социально-гуманитарных науках: философии, культурологии и юридической антропологии. На основании анализа ряда работ последних пяти лет был сделан вывод, что наибольший когнитивный потенциал содержит юридическая антропология — сравнительно молодая наука, изучающая правовое бытие человечества (и составляющих его этнических групп, народов, наций) на всех стадиях развития этого бытия, от архаических до современных.

Литература:

1. Архипов С.И. Антропологическая теория права // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». — 2016. — № 5. — С. 5–13.

2. Бирюков С.В. Право как должное и сущее // Вестник Омского университета. — Серия: Право. — 2016. — № 1 (46). — С. 20–29.

3. Бирюков С.В., Евстратов А.Э. Виды и значение обычаев в современной правовой системе России // Вестник Омского университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 17. — № 3. — С. 17–25.

4. Жуковская М.А. Обычай как источник гражданского права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2019. — № 5 (130). — С. 116–119.

5. Калинин С.А. О закономерностях генезиса и развития антрополого-правового знания // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2017. — № 6 (323). — С. 111.

6. Козлова Н.В., Филиппова С.Ю. Обычай в гражданском праве // Журнал российского права. — 2019. — № 1. — С. 62–72.

7. Лаптев В.А. Локальный правовой обычай как источник регулирования предпринимательских отношений // Lex Russica. — 2017. — № 4 (125), апрель. — С. 110–119.

8. Мамченко Н.В. Философия права и общая теория права: проблема соотношения // Евразийский союз ученых (ЕСУ). — 2016. — № 1 (22). — Юридические науки. — С. 62–65.

9. Маркова-Мурашова С.А., Михайленко Н.М. Правовой обычай как социокультурный феномен // Известия Тульского государственного университета. Серия: Экономические и юридические науки. — 2014. — С. 25–26.

10. Марченко М.Н. Философия права и общая теория права: взаимосвязь и взаимодействие // Правоведение. — 2009. — № 3. — С. 13.

11. Небратенко Г.Г. Антрополого-юридический потенциал интерпретации феномена обычно-правовой системы // Философия права. — 2009. — С. 97–102.

12. Небратенко Г.Г. Об антропологическом монизме обычно-правовой системы и традиционного общества // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2009. — № 3. — С. 14–18.

13. Неновски Н. Право и ценности. — М., 1987. — С. 20–22.

14. Павлов В.И. К вопросу об антропологическом типе правопонимания // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2015. — № 4 (321). — С. 78.

15. Попова Г.В. Сравнительно-правовой анализ юридических запретов на реализацию отдельных обычаев в охранительных отраслях права в странах бывшего СССР // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2016. — № 2 (36). — С. 190–196.

16. Пучков О.А. Антропологическое постижение права. — Екатеринбург, 1999. — С. 344.

17. Рулан Н. Юридическая антропология: Учеб. для вузов. — М., 2000. — С. 25–28.

18. Сушкова Ю.Н. Методология юридической антропологии // Социально-политические науки. — 2017. — С. 165–170.

19. Флиер А.Я. Что же все-таки изучает культурология? // Культура культуры. — 2018. — С. 1–10.

1. Arkhipov S.I. Antropologicheskaya teoriya prava // Elektronnoye prilozheniye k «Rossiyskomu yuridicheskomu zhurnalu». — 2016. — № 5. — S. 5–13.

2. Biryukov S.V. Pravo kak dolzhnoye i sushcheye // Vestnik Omskogo universiteta. — Seriya «Pravo». — 2016. — № 1 (46). — S. 20–29.

3. Biryukov S.V., Yevstratov A.E. Vidy i znacheniye obychayev v sovremennoy pravovoy sisteme Rossii // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». — 2020. — T. 17. — № 3. — S. 17–25.

4. Zhukovskaya M.A. Obychay kak istochnik grazhdanskogo prava // Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii. — 2019. — № 5 (130). — S. 116–119.

5. Kalinin S.A. O zakonomernostyakh genezisa i razvitiya antropologo-pravovogo znaniya // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Pravovedeniye. — 2017. — № 6 (323). — S. 111.

6. Kozlova N.V., Filippova S.Yu. Obychay v grazhdanskom prave // Zhurnal rossiyskogo prava. — 2019. — № 1. — S. 62–72.

7. Laptev V.A. Lokal'nyy pravovoy obychay kak istochnik regulirovaniya predprinimatel'skikh otnosheniy // Lex Russica. — 2017. — № 4 (125), aprel'. — S. 110–119.

8. Mamchenko N.V. Filosofi ya prava i obshchaya teoriya prava: problema sootnosheniya // Yevraziyskiy Soyuz Uchenykh (YESU). — 2016. — № 1 (22). — Yuridicheskiye nauki. — S. 62–65.

9. Markova-Murashova S.A., Mikhaylenko N.M. Pravovoy obychay kak sotsiokul'turnyy fenomen // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Ekonomicheskiye i yuridicheskiye nauki». — 2014. — S. 25–26.

10. Marchenko M.N. Filosofi ya prava i obshchaya teoriya prava: vzaimosvyaz' i vzaimodeystviye // Pravovedeniye. — 2009. — № 3. — S. 13.

11. Nebratenko G.G. Antropologo-yuridicheskiy potentsial interpretatsii fenomena obychno-pravovoy sistemy // Filosofi ya prava. — 2009. — S. 97–102.

12. Nebratenko G.G. Ob antropologicheskom monizme obychno-pravovoy sistemy i traditsionnogo obshchestva // Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik. — 2009. — № 3. — S. 14–18.

13. Nenovski N. Pravo i tsennosti. — M., 1987. — S. 20–22.

14. Pavlov V.I. K voprosu ob antropologicheskom tipe pravoponimaniya // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Pravovedeniye. — 2015. — № 4 (321). — S. 78.

15. Popova G.V. Sravnitel'no-pravovoy analiz yuridicheskikh zapretov na realizatsiyu otdel'nykh obychayev v okhranitel'nykh otraslyakh prava v stranakh byvshego SSSR // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. — 2016. — № 2 (36). — S. 190–196.

16. Puchkov O.A. Antropologicheskoye postizheniye prava. — Yekaterinburg, 1999. — S. 344.

17. Rulan N. Yuridicheskaya antropologiya: ucheb. dlya vuzov. — M., 2000. — S. 25–28.

18. Sushkova Yu.N. Metodologiya yuridicheskoy antropologii // Sotsial'no-politicheskiye nauki. — 2017. — S. 165–170.

19. Fliyer A.Ya. Chto zhe vso-taki izuchayet kul'turologiya? // Kul'tura kul'tury. — 2018. — S. 1–10.

Статья поступила 29.10.2020

Понимание правового обычая в означенных науках достаточно близко и отвечает на призыв «гуманитаризации права». Из основных теоретико-правовых, или философско-правовых, доктрин (юснатурализм, позитивизм, социологизм) социологическая методология наиболее близка к выполнению данной задачи. Тем не менее, по мнению значительного числа авторов, именно юридическая антропология призвана заменить (или, во всяком случае, дополнить) догматизм современного права понимающим правоведением по аналогии с понимающей социологией М. Вебера, акцентирующим внимание на понимании целей и смыслов социально-правового действия. Тех смыслов, что не привнесены извне, а пережиты субъектом и поэтому лежат в самой основе его поведения. Их интерпретация позволяет понять социальноправовое действие, тем самым приблизиться к более полному пониманию социальной реальности в целом. Не претендуя на исчерпывающую полноту, постараемся определить понятие правового обычая в философии, культурологии и юридической антропологии, учитывая некоторые особенности каждой из методологий, а также провести сравнительный анализ и сделать из него некоторые выводы.

Философы-исследователи, с недавними работами которых мы ознакомились, склонны выделять один основной вопрос при определении правового обычая, а именно его онтологический статус1. Отнести явления обычного права к области сущего или должного можно, ответив на вопросы: насколько они связаны с правовым бытием и насколько — с правыми идеалами; насколько идеальна природа обычая и насколько реальна? При всей внешней умозрительности и отвлеченности данной постановки вопроса она отражает давнюю дискуссию двух школ теории и философии права, а именно позитивной и социологической. Первую из них мы условно соотнесем с нормативным подходом, который можно понять двояко (право есть конкретные нормы; право есть и нормы, и принципы, и модели отношений, то есть должное). Вторую — с социологическим подходом к праву (право есть действующая система социально-правовых отношений, «живое право», то есть сущее). В первом случае правовая система задает «горизонт», норму поведения, временами отрывая его от действительности, во втором случае фактически оправдывается действующий порядок вещей, зачастую несправедливый и неправовой в принципе. С.В. Бирюков, проведя всесторонний социально-философский анализ всех сторон правовой действительности (правовая норма, правовой субъект, правовое отношение), приходит к выводу об обоюдной неполноте упомянутых доктрин, так как во всех частях правовой жизни присутствуют черты и должного, и сущего. «И тот, и другой подход являются упрощением действительности. <…> Юристы социологической ориентации и социологи, философы, теологи, антропологи лишают законы ореола объективности, рассматривают их как произвольные (отсюда проблемы “закона на бумаге” и “явно несправедливого закона”). По мнению же традиционных юристов, “законоведов”, правовая практика без критерия оценки, без должного тоже оказывается произвольной, криминальной и, более того, в буквальном смысле неправовой, при отсутствии внешнего регулятора дела всегда будут решаться “в пользу экономически и политически сильного”»2. Преломляя эту проблему в свете темы нашего исследования, вопрос можно сформулировать следующим образом: может ли считаться частью актуального права обычай, который повсеместно действует в обществе, регулирует значимые общественные отношения, но не санкционирован ни в законе, ни в судебной практике (хотя бы в виде единственного судебного решения)? Достаточно ли для появления нормы права «молчаливого признания» обычая? Насколько нам известно, единства во мнениях здесь нет до сих пор.

Для Цитирования:
Агошков Андрей Валерьевич, Понятие правового обычая в философии, культурологии и юридической антропологии. Вопросы культурологии. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: