Статья поступила 23.02.2020
Говоря о такой форме музейной работы, как детское интерактивное занятие, нельзя не обратить внимание на специфику как процесса подготовки, так и проведения самого детского занятия. Работа над подобного рода проектами требует нестандартных подходов, которые в большей части не характерны для классического музееведения. Сама идея детского занятия появляется из желания музейных сотрудников рассказать о той или иной теме понятным и близким детской аудитории языком. Каждый музейный сотрудник, имеющий опыт проведения детских экскурсий, знает, что для юных посетителей большую роль в познании играют тактильные ощущения: желание потрогать тот или иной предмет, убедиться в его прочности, узнать, как он функционирует, и т.д. Таким образом, важной задачей музейщика становится сохранить баланс между привлечением детской аудитории и хранением мемориальных экспонатов.
В отличие от музеев научно-практической направленности, которые имеют возможность организовывать свою экспозицию таким образом, чтобы посетитель взаимодействовал с ней через прикосновение, литературный музей почти всегда ставит своей задачей показать прежде всего историческую обстановку, царившую при жизни поэта или писателя, создать которую представляется возможным не иначе как посредством предметов если не мемориальных, то типологических, которые нуждаются в более бережном хранении. В связи с этим становится понятно, что детское мероприятие может быть организовано только в помещении, не связанном с экспозицией, которое допускает активность в процессе занятия.
Также исходя из концепции литературного музея, главной задачей которого является погружение посетителя в соответствующую эпоху, родилась идея сделать для детской аудитории аналогию с экспозицией — интерактивное занятие, способное окунуть юного читателя в атмосферу книги.
Поскольку произведения Марины Цветаевой не являются предметом чтения детей младшего школьного возраста, проблемой при выборе материала для детского интерактива стал поиск тем, находящихся в соприкосновении с основной тематикой музея. Как правило, первое, от чего легче всего оттолкнуться, — это детство поэта, а именно то, что его сформировало, о чем в дальнейшем он начинает писать, какие отсылки на детскую тему рождаются в его произведениях. И здесь выходишь на вполне актуальное решение: детский круг чтения Марины Цветаевой. Известно, что в детском и отроческом возрасте поэтесса была полностью погружена в литературу, читала непрерывно, с головой проваливаясь в книгу. Об этом свидетельствует и ее родная сестра — Анастасия Цветаева в своих «Воспоминаниях» и подтверждают строчки самой Марины Цветаевой, в частности ее знаменитое стихотворение «Книги в красном переплете».