Статья поступила 14.11.2020
В настоящем заключении изложены результаты исследования содержания и направленности проекта федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенного 10.07.2020 в Государственную Думу РФ депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым и сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом2 (далее — законопроект).
Данный законопроект, как следует из его содержания, направлен на урегулирование оснований, условий и порядка разлучения ребенка с семьей (отобрания ребенка), применяемого органами опеки и попечительства в соответствии с действующим Семейным кодексом РФ, с использованием средств государственного принуждения.
Анализ законопроекта дает необходимые и достаточные основания для выводов о том, что этот законопроект, по существу, не направлен надлежащим образом на защиту жизни, здоровья, прав ребенка при непосредственной угрозе его жизни, лишь риторически прикрыт декларациями такого содержания. При этом законопроект обладает многочисленными существенными правовыми дефектами, влекущими вполне прогнозируемые серьезные негативные социальные последствия его применения в случае его принятия в представленном виде, не позволяет достичь публично заявленных его авторами целей данного законопроекта. Обоснованно утверждать о выраженном противоречии этого законопроекта публичному порядку Российской Федерации, традиционным российским духовно-нравственным ценностям, в том числе получившим отражение в Конституции РФ традиционным нравственным основам семьи и семейному укладу российского общества, действующей системе обеспечения правовой охраны и защиты семей и несовершеннолетних детей, а также конституционно гарантированным правам российских семей с детьми, правам детей и их родителей (законных представителей).
Ниже эти выводы развернуто обоснованы.
1. Дефектность предлагаемых законопроектом оснований и условий, влекущих отобрание ребенка из семьи