По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 165.24 DOI:10.33920/nik-01-2102-08

«Индия духа» и серебряный ноль. Новая сцена для культуры Серебряного века от Елены Шахматовой

Люсый Александр Павлович АНО ВО «Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина», Россия, 123007, Москва, Хорошевское шоссе, д. 32а, E-mail: allyus1@gmail.com, ORCID: 0000-0002-6201-8498

В рецензии дается высокая оценка книге Е.В. Шахматовой «Мифологема “Восток” в философско-эзотерическом контексте культуры Серебряного века». Ее значение, по мнению рецензента, заключается в том, что в ней убедительно доказывается, что Восток для России не являлся исключительно внешней оппозицией, но органично входил в ее геополитическое пространство, был значим для культурно-исторического развития страны.

Литература:

1. Шахматова Е.В. Мифологема «Восток» в философско-эзотерическом контексте культуры Серебряного века. — М.: Академический проект, 2020. — 413 с.

1. Shakhmatova E.V. Mifologema «Vostok» v fi losofsko-ezotericheskom kontekste kul'tury Serebryanogo veka. — M.: Akademicheskiy proyekt, 2020. — 413 s.

Статья поступила 12.11.2020

Если европоцентристская установка противопоставляла Европу и Азию как мир «цивилизации и варварства», то для русских мыслителей, подвергнувших сомнению данную дихотомию (Н. Данилевский), концепт «Восток» активно и разнообразно использовался в целях самоидентификации России. Если западный ориентализм во многом представляет собой изобретение Востока, то российский при всей своей научной основательности — скорее изобретение самой России. Если Европа воспринимала Восток по принципу своей противоположности, как в формулировке Р. Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и никогда им не встретиться», то Россия сознавала свое близкое родство с Востоком, не только географическое, но и духовное. Д. Менделеев характеризовал Россию как «особый срединный мир, лежащий между Европой и Азией».

В то же время изначально русский ориентализм играл роль разновидности вестернизации. К примеру, Монплезир Петра I — это в значительной мере сколоченный русскими мастерами по петровским лекалам «мой Восток», знаменитое путешествие Екатерины II в Крым было движением и на юг (географически), и на восток (культурно), и на запад (политически), а приобщение Пушкина к Востоку осуществлялось посредством байронизма. Мы еще вернемся к замысловатым и нелинейным культурным векторам.

В центре внимания монографии Е. Шахматовой находится восточная составляющая процесса поиска синтетической формы нового искусства в эпоху русского Серебряного века. Следуя алгоритму Ренессанса, культурная элита России обратилась тогда к дохристианским, индо-арийским корням культуры, находя свою прародину в «Индии духа», а затем и в легендарной Гиперборее. При этом Е.В. Шахматова уделяет внимание и процессам «вытеснения» архаических пластов памяти посредством изучения «туранского элемента», вошедшего составной частью в русскую культуру еще в татаро-монгольский период отечественной истории. Да, евразийство — составная часть, порождение и в чем-то продолжение русского Серебряного века!

Для Цитирования:
Люсый Александр Павлович, «Индия духа» и серебряный ноль. Новая сцена для культуры Серебряного века от Елены Шахматовой. Вопросы культурологии. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: