Статья поступила 12.09.2020
E-mail: demoped@yandex.ru
Общество, ориентированное на верность традициям,
своему прошлому, обречено на исчезновение.
Общество, ориентированное на свое настоящее, обречено на застой.
И только общество, ориентированное на будущее,
способно развиваться.
А. Тойнби
Целостная концепция российской цивилизации, как, впрочем, и всякой другой, не может быть развернута в формате небольшой статьи даже в самом общем виде. Представляется возможным лишь наметить пунктир из отдельных, хотя и внутренне связанных вопросов.
Наблюдая за унылым циклом российских модернизаций и последующих консервативных откатов, трудно отделаться от общетеоретического по сути, но очень больного вопроса: может ли цивилизация быть неоптимальной, «неправильной»? (Речь идет, разумеется, не о цивилизации вообще, а о конкретной локальной цивилизации или, в культурологических терминах, культурной системе.) С одной стороны, такой вопрос может показаться нелепым: как можно называть цивилизацию неправильной, если люди к ней адаптируются, живут, осуществляют разнообразные цивилизационные программы и даже добиваются некоторых успехов? Но, с другой стороны, если некоторые важнейшие экзистенциальные потребности человека не решаются в этой цивилизации веками и веками же идет бесплодный, доходящий до шизоидной зацикленности спор о том, каким путем идти, то как назвать такую цивилизацию? Вероятно, между цивилизациями состоявшимися и несостоявшимися (не сформировавшимися в полной мере)2 есть шкала переходных состояний. «Неправильная» цивилизация подобна компьютеру с криво установленными программами: он как-то работает и поставленные задачи кое-как выполняет, но делает это так плохо и безобразно, что возникает вопрос — а стоило ли вообще… Российская цивилизация с ее пресловутым «особым путем» (а чей путь не особый?) расположена где-то на этой шкале. Будь это не так, не было бы проклятых в своей неизбывности русских вопросов, не было бы непреходящего ощущения зыбкости, неподлинности и неустроенности российского социально-культурного бытия и не догадался бы Н. Бердяев выразить российское умонастроение хлесткой фразой о том, что «русские всегда все вместе и завтра». Разговору о некоторых особенностях этой самой «цивилизационной кривизны» мне бы и хотелось посвятить свои невеселые заметки.