В статье проводится анализ состояния и тенденций развития системы образования в ХХI веке и проблемы духовно-нравственного развития общества. Специальное внимание уделено проблемам и пониманию самой миссии современного университета, актуальной задачей которого стало создание человека конкурентоспособного, обладающего самыми современными теоретическими знаниями и технологиями, и задачам, которые стоят перед культурным воспитанием и ценностными ориентациями молодежи.
В статье представляются концепция Международных Лихачевских научных чтений, их история, основная проблематика, содержание и программа чтений 2018 года.
В статье рассматриваются некоторые аспекты воспитательно-образовательной доктрины «цзяо», сформировавшейся в Древнем Китае и успешно практиковавшейся на протяжении всего исторического существования Китая. Это обеспечивало воспроизводство человека китайского типа культуры и позволило империи сохраняться в неизменном виде с древнейших времен вплоть до XX столетия.
В статье показано, что для построения такого сложного понятия, как коммуникация, необходимо, во-первых, отличать и отграничивать от коммуникации то, что не является коммуникацией; во-вторых, обсуждать сам подход, с помощью которого возможно анализировать такое явление, как коммуникация, и строить какие-либо технологии коммуникации. Основополагающими принципами в этом рассуждении являются принципы деятельностного, системодеятельностного и системомыследеятельностного подходов. Одним из ключевых принципов этих подходов является идея о том, что все в деятельности организованно. Автор прослеживает такие составляющие коммуникации, как язык, речевое поведение, показывает отличие языка от речи, раскрывает особенности мыслительной организации языкового общения, показывает свойства коммуникации как двустороннего процесса.
В статье рассматриваются образовательные реформы Екатерины Второй и дается их оценка с точки зрения гуманизма. Автор описывает влияние французских просветителей на руководство Екатериной Второй просветительской деятельностью в России. В исследовании обобщается и систематизируется вклад Екатерины Второй в образование, указывается: гуманизм просветительских реформ Екатерины Второй проявился в том, что императрица ввела запрет на телесные наказания; мещанское сословие получило возможность иметь начальное образование; часть женщин воспитывались уже не по правилам домостроя, а получали широкое образование и предназначались в первую очередь к деятельности на благо государства; общий дух образования требовал уважения к личности обучающегося. Особое внимание уделялось образу педагога. Вместе с тем в статье указывается, что религиозные философы не одобрили бы отделение школы от Церкви, а само понятие гуманизма на протяжении истории претерпело такое изменение, что назрел вопрос о введении в активный философский тезаурус категории неогуманизма и распространении его влияния на современное образование.
В статье показано, что осуществление культурологической экспертизы есть одна из основных функций специалиста-культуролога. Автор утверждает, что усвоенность компетенций, связанных с осуществлением экспертизы, выступает как конкурентное преимущество специалистов-культурологов на рынке труда.
В начале ХХ века, после произошедшей революции в науке, сложилась принципиально новая познавательная ситуация. Картина мира, основанная на классической физике Ньютона, сменилась новой картиной мира, основанной на релятивистской физике Эйнштейна. Сформированная на ее основе в последней трети ХХ века постнеклассическая наука слишком вариативна, изменчива, а главное, достаточно сложна для восприятия средним учеником. Включение ее по этим причинам в типовые школьные программы проблематично. Автор показывает, каким образом сложное знание включается в сознание современного человека — не только через институты образования, но и через механизмы его популяризации в средствах массовой информации.