В последней трети ХХ века наблюдается очевидная смена доминирующей в классической и неклассической науке парадигмы простоты на парадигму сложности, установившуюся в постнеклассической науке. Поэтому главным способом трансляции современного научного знания становится его неизбежное упрощение. Обязательность применения этого способа трансляции обусловливается двумя встречными тенденциями: постоянным усложнением специализированного научного знания, с одной стороны, и наблюдаемым в последние годы падением образовательного уровня в обществе — с другой стороны.
Еще Г. Лебон обращал внимание на низкий интеллектуальный уровень толпы: «Каковы бы ни были идеи, внушенные толпе, они могут сделаться преобладающими не иначе, как при условии быть облеченными в самую категорическую и простую форму. В таком случае эти идеи представляются в виде образов, и только в такой форме они доступны толпе. Такие идеиобразы не соединяются между собой никакой логической связью аналогии или последовательности и могут заменять одна другую совершенно так, как в волшебном фонаре одно стекло заменяется другим рукой фокусника, вынимающего их из ящика, где они были сложены вместе» [4, c. 133].
Мышление толпы действительно наполнено случайными обобщениями и ассоциациями, к которым она склоняется больше, чем к логичным рассуждениям.
«Рассуждения толпы… связаны между собой лишь кажущейся аналогией и последовательностью. В них замечается точно такая же связь, как и в идеях эскимоса, знающего по опыту, что лед прозрачен и тает во рту, и выводящего отсюда заключение, что и стекло, как прозрачное тело, должно также таять во рту…» [4, c. 135]. Безусловно, определяющее значение для качества транслируемого текста имеет личность «переводчика» специализированного знания.
Одно дело, когда научное знание адаптирует ученый, профессионально занимающийся популяризацией. Совсем другой конечный «продукт» получается в случае, если переводом научного знания на доступный язык занимается дилетант. Во втором случае (а в массовой культуре подобная ситуация, к великому сожалению, встречается гораздо чаще) упрощение знания превращается в грубую примитивизацию, граничащую с профанацией.