По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304

Популяризация знания как фактор формирования креативного мышления

Кожаринова Анна Ростиславовна доцент кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доцент, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: anna_adv@inbox.ru

В начале ХХ века, после произошедшей революции в науке, сложилась принципиально новая познавательная ситуация. Картина мира, основанная на классической физике Ньютона, сменилась новой картиной мира, основанной на релятивистской физике Эйнштейна. Сформированная на ее основе в последней трети ХХ века постнеклассическая наука слишком вариативна, изменчива, а главное, достаточно сложна для восприятия средним учеником. Включение ее по этим причинам в типовые школьные программы проблематично. Автор показывает, каким образом сложное знание включается в сознание современного человека — не только через институты образования, но и через механизмы его популяризации в средствах массовой информации.

Литература:

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. — М.: Прогресс, 1989. — С. 56–59.

2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. — URL: http://litresp.ru/chitat/ru/Б/bodrijar-zhan/v-teni-molchalivogo-boljshinstva-ilikonec-socialjnogo/.

3. Горовацкий А. «Величайшее шоу на Земле». Анонс телеканала «Культура» [Электронный ресурс] // Телеканал «Культура». — URL: http://www.tvkultura.ru/ news.html?id=812288&cid=54 (дата обращения: 15.09.2012).

4. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб.: Макет, 1995. — С. 133.

5. Стивенсон Д. Философия для полных идиотов. — М.: АСТ, 2004.

6. Хейзинга Й. Нomo ludens / Человек играющий. Статьи по истории культуры. — М., 2003. — С. 15–40.

7. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. — М., 2007. — С. 200.

8. Эпштейн М.Н. Информационный взрыв и травма постмодерна. — URL: http:// www.philosophy.ru/library/epstein/epsht.html (дата обращения: 02.08.2009).

9. Япония призвала иностранные СМИ объективно освещать кризис вокруг АЭС «Фукусима Дайичи» [Электронный ресурс] // Сайт Российского атомного общества. — URL: http://www.atomic-energy.ru/news/2011/04/07/20894 (дата обращения: 08.09.2012).

В последней трети ХХ века наблюдается очевидная смена доминирующей в классической и неклассической науке парадигмы простоты на парадигму сложности, установившуюся в постнеклассической науке. Поэтому главным способом трансляции современного научного знания становится его неизбежное упрощение. Обязательность применения этого способа трансляции обусловливается двумя встречными тенденциями: постоянным усложнением специализированного научного знания, с одной стороны, и наблюдаемым в последние годы падением образовательного уровня в обществе — с другой стороны.

Еще Г. Лебон обращал внимание на низкий интеллектуальный уровень толпы: «Каковы бы ни были идеи, внушенные толпе, они могут сделаться преобладающими не иначе, как при условии быть облеченными в самую категорическую и простую форму. В таком случае эти идеи представляются в виде образов, и только в такой форме они доступны толпе. Такие идеиобразы не соединяются между собой никакой логической связью аналогии или последовательности и могут заменять одна другую совершенно так, как в волшебном фонаре одно стекло заменяется другим рукой фокусника, вынимающего их из ящика, где они были сложены вместе» [4, c. 133].

Мышление толпы действительно наполнено случайными обобщениями и ассоциациями, к которым она склоняется больше, чем к логичным рассуждениям.

«Рассуждения толпы… связаны между собой лишь кажущейся аналогией и последовательностью. В них замечается точно такая же связь, как и в идеях эскимоса, знающего по опыту, что лед прозрачен и тает во рту, и выводящего отсюда заключение, что и стекло, как прозрачное тело, должно также таять во рту…» [4, c. 135]. Безусловно, определяющее значение для качества транслируемого текста имеет личность «переводчика» специализированного знания.

Одно дело, когда научное знание адаптирует ученый, профессионально занимающийся популяризацией. Совсем другой конечный «продукт» получается в случае, если переводом научного знания на доступный язык занимается дилетант. Во втором случае (а в массовой культуре подобная ситуация, к великому сожалению, встречается гораздо чаще) упрощение знания превращается в грубую примитивизацию, граничащую с профанацией.

Для Цитирования:
Кожаринова Анна Ростиславовна, Популяризация знания как фактор формирования креативного мышления. Ученый совет. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: