Для Республики Казахстан с ее многообразием этносов и культур, традиций и конфессий вопросы образования, национальной безопасности, воспитания и духовного обновления молодежи без всякого преувеличения носят фундаментальный характер. За 26 лет независимости в Казахстане созданы уникальные возможности для самореализации молодежи, получения качественного образования, отвечающего современным требованиям и вызовам стремительно меняющегося мира.
Образование в наших странах критикуют часто, но вот системная критика с конструктивными предложениями — редкость. У народа всегда достаточно оснований превозносить или критиковать свою национальную систему образования и систему ценностей. В условиях современной экономики, основанной на новых знаниях, инновациях и высокотехнологичном бизнесе, ключевую роль играют наука и человеческий капитал, востребованность их бизнесом и государственная поддержка новых начинаний.
Инновационное развитие обязательно предполагает объединение усилий науки, бизнеса и государства с присущими им потенциалами и предназначениями.
Образование в условиях экономического кризиса общества, несмотря ни на что, продолжает формировать основы главного его ресурса — человеческого капитала, который, в свою очередь, создает новые знания и развивает информационный потенциал. Главным критерием качества образования продолжают оставаться компетентность выпускника, его профессиональная подготовка на выходе. К сожалению, нынешнее состояние системы высшего образования не обеспечивает учащимся достаточных условий для формирования фундамента успеха на последующих этапах образования и в трудовой деятельности. Свидетельство этому — неспособность выпускников к компетентному и ответственному выбору и участию в жизни общества.
Сегодня, в ХХI веке, важно сформировать инновационную восприимчивость молодежи, нации, а на практике мы имеем другие результаты. Главная причина — это стремление внедрить европейские стандарты в наше образование, которое предполагает развитие способностей студента самостоятельно осуществлять обучение, а также применять полученные знания, умения и навыки в различных сферах жизни. Вместе с тем более 80% выпускников вузов как Казахстана, так и России не имеют современных навыков и компетенций для работы на современных рынках. Такой вывод содержится в исследовании Boston Consulting Group, в котором участвовали компании из 22 отраслей с численностью сотрудников больше нескольких миллионов человек. Сегодня 35–40% населения с высшим образованием заняты низкоквалифицированным трудом, к которому относятся категория «умение», повторяющиеся типовые или механические задачи, базовый физический труд. Высококвалифицированным трудом, относящимся к категории «знание» (интеллектуальная работа, творческие и нерутинные задачи), заняты лишь 17% населения. Это в 1,5 раза ниже, чем в Японии или США, вдвое ниже показателя Сингапура и в 2,6 раза — Великобритании.