По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Государственная политика образования и идейноценностные ориентиры современной молодежи Казахстана

Айдарбеков Зейнабил Смаилханович доктор философских наук, заведующий кафедрой истории Казахстана и общественных наук Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, Казахстан, 050022, Алматы, ул. Муратбаева, д. 200. E-mail: zeinabil@mail.ru
Койгельдиева Ботагоз магистрант Московского гуманитарного университета, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: zeinabil@mail.ru

В статье проводится анализ состояния и тенденций развития системы образования в ХХI веке и проблемы духовно-нравственного развития общества. Специальное внимание уделено проблемам и пониманию самой миссии современного университета, актуальной задачей которого стало создание человека конкурентоспособного, обладающего самыми современными теоретическими знаниями и технологиями, и задачам, которые стоят перед культурным воспитанием и ценностными ориентациями молодежи.

Литература:

1. Бок Д. Университеты в условиях рынка. — М.: ИД ВШЭ, 2012. — 223 с.

2. Булекбаев С.Б. Тюркский вклад в мировую культуру и цивилизацию. — Алматы: ТОО BAViS systems, 2016. — 316 c.

3. Казахстан и глобальные вызовы современности: материалы научно-практической конференции (Алматы, 19 мая 2010 года) / отв. ред. Б.К. Султанов. — Алматы: КИСИ, 2010. — 120 с.

4. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — 5-е изд. — М.: Изд-во ЛКИ, 2011. — 352 с.

5. Назарбаев Н.А. План нации — путь к казахстанской мечте // Казахстанская правда (газета). — 6 января. — 2016.

Для Республики Казахстан с ее многообразием этносов и культур, традиций и конфессий вопросы образования, национальной безопасности, воспитания и духовного обновления молодежи без всякого преувеличения носят фундаментальный характер. За 26 лет независимости в Казахстане созданы уникальные возможности для самореализации молодежи, получения качественного образования, отвечающего современным требованиям и вызовам стремительно меняющегося мира.

Образование в наших странах критикуют часто, но вот системная критика с конструктивными предложениями — редкость. У народа всегда достаточно оснований превозносить или критиковать свою национальную систему образования и систему ценностей. В условиях современной экономики, основанной на новых знаниях, инновациях и высокотехнологичном бизнесе, ключевую роль играют наука и человеческий капитал, востребованность их бизнесом и государственная поддержка новых начинаний.

Инновационное развитие обязательно предполагает объединение усилий науки, бизнеса и государства с присущими им потенциалами и предназначениями.

Образование в условиях экономического кризиса общества, несмотря ни на что, продолжает формировать основы главного его ресурса — человеческого капитала, который, в свою очередь, создает новые знания и развивает информационный потенциал. Главным критерием качества образования продолжают оставаться компетентность выпускника, его профессиональная подготовка на выходе. К сожалению, нынешнее состояние системы высшего образования не обеспечивает учащимся достаточных условий для формирования фундамента успеха на последующих этапах образования и в трудовой деятельности. Свидетельство этому — неспособность выпускников к компетентному и ответственному выбору и участию в жизни общества.

Сегодня, в ХХI веке, важно сформировать инновационную восприимчивость молодежи, нации, а на практике мы имеем другие результаты. Главная причина — это стремление внедрить европейские стандарты в наше образование, которое предполагает развитие способностей студента самостоятельно осуществлять обучение, а также применять полученные знания, умения и навыки в различных сферах жизни. Вместе с тем более 80% выпускников вузов как Казахстана, так и России не имеют современных навыков и компетенций для работы на современных рынках. Такой вывод содержится в исследовании Boston Consulting Group, в котором участвовали компании из 22 отраслей с численностью сотрудников больше нескольких миллионов человек. Сегодня 35–40% населения с высшим образованием заняты низкоквалифицированным трудом, к которому относятся категория «умение», повторяющиеся типовые или механические задачи, базовый физический труд. Высококвалифицированным трудом, относящимся к категории «знание» (интеллектуальная работа, творческие и нерутинные задачи), заняты лишь 17% населения. Это в 1,5 раза ниже, чем в Японии или США, вдвое ниже показателя Сингапура и в 2,6 раза — Великобритании.

Для Цитирования:
Айдарбеков Зейнабил Смаилханович, Койгельдиева Ботагоз, Государственная политика образования и идейноценностные ориентиры современной молодежи Казахстана. Ученый совет. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: