По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.034

Цзяо как воспитательно-образовательная доктрина в традиционном Китае: особенности формирования личности

Колесниченко Лариса Ивановна доцент кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доцент, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: livkolesn@yandex.ru
Гаврилова Елена Владимировна магистрант Московского гуманитарного университета, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: livkolesn@yandex.ru

В статье рассматриваются некоторые аспекты воспитательно-образовательной доктрины «цзяо», сформировавшейся в Древнем Китае и успешно практиковавшейся на протяжении всего исторического существования Китая. Это обеспечивало воспроизводство человека китайского типа культуры и позволило империи сохраняться в неизменном виде с древнейших времен вплоть до XX столетия.

Литература:

1. Васильев Л.С. История религий Востока. — М.: Высшая школа, 1988.

2. Все о Китае: культура, религии, традиции / Э. Гессен-Вартег. Китай и китайцы. — М.: Профит Стайл, 2017.

3. Дао дэ дзин. Книга о пути и благодати. — М.: Э, 2016.

4. Древнекитайская философия. Собрание текстов. Т. 1. — М.: Мысль, 1972.

5. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. — М.: Наука, 1983.

6. Коростовец И.Я. Китайцы и их цивилизация: Религии и суеверия. — М.: Ленанд, 2015.

7. Лао-цзы. Обрести себя в дао / Сост. И.И. Семененко. — М.: Республика, 2000.

8. Линь Лю. Нравственное воспитание детей в китайской народной педагогике. — М.: LapLambert, 2011.

9. Макгован Дж. Китайцы у себя дома: Очерки семейной и общественной жизни / Пер. с англ. — М.: Ленанд, 2017.

10. Маслов А.А. Наука управления Китаем. — М.: РИПОЛ классик, 2017.

11. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. — М.: Наука, 1987.

12. Симон Г.Э. Срединное царство: основы китайской цивилизации. — М.: Ленанд, 2016.

13. Спешнев Н.А. Китайцы. Особенности национальной психологии. — СПб.: КАРО, 2017.

14. Хорунженко К.М. Словарь афоризмов и изречений. — М.: Агентство «Социальный проект», 2009.

15. Эбри П. История Китая. — СПб.: Питер, 2009.

Воспитательные и образовательные идеи в культурах разных цивилизаций, как правило, ставили своей целью создание определенного типа человека, востребованного конкретным государственным устройством. Китай в этом смысле является ярчайшим примером реализации государственной политики, сформировавшей определенный тип личности и культуры в целом. В этой стране важнейшая роль в упрочении государственности традиционно отводилась нравственному воспитанию в семье. «Именно нравственное воспитание выступает в роли регуляции поведения и деятельности взрослых и детей в семье и обществе, формирует основы нравственных качеств…» — пишет в своей книге Линь Лю, специалист в области этнопедагогики [8, c. 4].

Традиции воспитания китайцев определены спецификой огромной, но отрезанной от внешнего мира цивилизации. Воспитание в таких условиях имеет множество особенностей, которые характерны исключительно для Китая. Главным принципом жизни китайца всегда был и остается «…строгий рационализм и конкретная государственная польза» [1, c. 286]. Этот принцип заключается в отказе от личных желаний в пользу общественной необходимости. Такого рода стереотип поведения возник еще в Древнем Китае во времена эпохи Шань-Инь, которая существовала в бассейне реки Хуанхэ еще во II тысячелетии до н.э. Уже тогда это была городская цивилизация.

Иньцы почитали огромный пантеон богов. На определенном этапе в их культе выделился первопредок Шан-ди, который стал отождествлением великого властителя и прародителя всего народа. Его почитание переориентировало религиозные установки в сторону рационального культа предков, требующего неукоснительного подчинения правилам и этическим нормам. Справедливость и добродетель были провозглашены основанием социальной и семейной жизни народа.

С I тысячелетия до н.э. на смену Шань-инь пришла династия Чжоу, почитавшая Небо великим божеством. «После чжоуского завоевания правящая элита многих наследственных владений принадлежала к числу чжоусцев, а основное население составляли иноплеменники… На этой основе здесь складывалась этническая общность древних китайцев» [5, c. 358–359].

Для Цитирования:
Колесниченко Лариса Ивановна, Гаврилова Елена Владимировна, Цзяо как воспитательно-образовательная доктрина в традиционном Китае: особенности формирования личности. Ученый совет. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: