По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.017.7

Структура коммуникации в педагогическом процессе

Криштофик Ирина Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании Института системных проектов Московского городского педагогического университета, Россия, 119311, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4. E-mail: krishtofi k@gmail.com

В статье показано, что для построения такого сложного понятия, как коммуникация, необходимо, во-первых, отличать и отграничивать от коммуникации то, что не является коммуникацией; во-вторых, обсуждать сам подход, с помощью которого возможно анализировать такое явление, как коммуникация, и строить какие-либо технологии коммуникации. Основополагающими принципами в этом рассуждении являются принципы деятельностного, системодеятельностного и системомыследеятельностного подходов. Одним из ключевых принципов этих подходов является идея о том, что все в деятельности организованно. Автор прослеживает такие составляющие коммуникации, как язык, речевое поведение, показывает отличие языка от речи, раскрывает особенности мыслительной организации языкового общения, показывает свойства коммуникации как двустороннего процесса.

Литература:

1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Гл. 1, 2, 3. — СПб.: Питер, 2015. — С. 18–77.

2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1999.

3. Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. — М.: Изд-во ЛКИ, 2016. — 240 с.

4. Розин В.М. Логика и методология: от «Аналитик» Аристотеля к «Логико-философскому трактату» Л. Витгенштейна. — М.: Ленанд, 2014. — 272 с.

Любое явление, любой феномен в деятельности может быть описан как результат (или эффект) сложной организации. Поэтому обсуждение принципов коммуникации целесообразно начать с рассмотрения понятия «организация». У этого понятия есть по крайней мере два смысла. Одна система смыслов связана с существительным «организация», которая понимается как некая организационная структура, выполняющая специфические функции. Вторая система связана с глаголом «организовывать», который мы понимаем как работу по налаживанию каких-либо процессов, то есть организацию. И чтобы эти два смысла различать, мы, с одной стороны, говорим об организации как процессе, а с другой стороны — об организованности как результате этого процесса.

В результате организации как процесса создается организованность как продукт этого процесса. И в деятельности мы все время сталкиваемся с организованностями, то есть с тем, что возникло в результате организации.

Организованности имеют структуру, соответствующую деятельности организации.

Обсуждая феномен коммуникации, необходимо увидеть в коммуникации (например, в коммуникации на занятии) предшествовавшую организацию, которая делает коммуникацию организованностью деятельности.

Но поскольку коммуникация является не простой организованностью (например, как стол — продукт достаточно простого технологического процесса), а результатом сложной многоуровневой организации, в ней как в организационной деятельности наложено друг на друга множество процессов.

Следовательно, необходимо выяснить, как возникает коммуникация как организованность, из каких уровней она состоит и что на каждом из уровней формируется.

Человек — это говорящее существо. Человек всегда погружен в пространство речевого поведения: родился, научился говорить и постоянно пользуется этим инструментом [2]. Но коммуникация не сводится только к речевому поведению.

Формирование национального государства и все связанное с этим явлением, например распространение национального языка, становление национальной буржуазии и т.п., связываются с развитием рынка, рыночных отношений. Именно рынок вынуждал человека эпохи Средневековья учить чужой язык и осваивать некоторые речевые технологии, для того чтобы продавать и покупать, то есть вступать в рыночные отношения.

Для Цитирования:
Криштофик Ирина Сергеевна, Структура коммуникации в педагогическом процессе. Ученый совет. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: