Слово «образование» имеет корень «образ», в котором заключен тайный смысл данного понятия. Цель образования — создание образа человека, приближающегося к нравственному идеалу. В этом состоит гуманизм обучения и воспитания. И.М. Ильинский в статье «Куда идет отечественное образование» указал, что «обучение и воспитание имеют главную цель — изобретение человека, строение человека, его ума и души, образа мышления и добродетелей, которые отличают его от животного и возвышают над всем животным миром» [11].
В XXI веке прежняя образовательная система в России потребовала реформ, поскольку качество знаний учащихся снизилось, а количество учебных заведений сократилось: из-за не соответствующего мировым стандартам уровня преподавания и нерентабельности стали закрываться педагогические вузы, следствием чего явилась нехватка профессиональных педагогов, обученных методике преподавания предметов: психологии и педагогики. Правительство своевременно отреагировало на ситуацию: впервые в России министром образования стала женщина, Ольга Юрьевна Васильева, которой, возможно, как царице Екатерине Второй, предстоит сделать гигантский прорыв в педагогической сфере или успеть высказать ряд таких идей относительно системы образования, которые навсегда останутся в истории примерами гуманизма по отношению к обучающимся и обучающим индивидам. В деле преобразования системы обучения и воспитания важен позитивный опыт прошлого.
Предметом нашей статьи являются образовательные реформы Екатерины Второй. Цель исследования — обобщить все положительное, что было внесено в образовательную систему российской правительницей, раскрыть прогрессивную роль ее реформ и их своеобразный гуманизм, показать, что, несмотря на гуманное содержание многих реформ, мы не должны подвергать идеализации понятие «гуманизм» и деятельность Екатерины Второй в сфере образования.
Вопрос обучения и правильного воспитания граждан страны всегда актуален. О.Ю. Васильева в лекции «Роль и место науки и образования в сегодняшней России. Вызовы и перспективы» отметила, что «нет ни одного человека, которого не волновала бы» данная тема [4]. Образование в России — это отдельный предмет изучения, особенно в педагогических вузах. Существует много учебников, в которых изложена его история: Е. Николаева «История педагогики и образования. Учебник для вузов», А.Н. Джуринский «История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов», Д.Н. Латынина «История педагогики. Воспитание и образование в России (Х — начало ХХ в.): Учебное пособие», А.В. Терентьева «История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России Х–ХVIII вв.: Учебное пособие». Много трудов посвятил теме образования ректор МосГУ, доктор философских наук И.М. Ильинский.