По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.017.7

Проблема гуманизма образовательных реформ Екатерины Второй

Иванова Ирина Сергеевна доцент кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, кандидат философских наук, доцент, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: Lesnaya10@yandex.ru

В статье рассматриваются образовательные реформы Екатерины Второй и дается их оценка с точки зрения гуманизма. Автор описывает влияние французских просветителей на руководство Екатериной Второй просветительской деятельностью в России. В исследовании обобщается и систематизируется вклад Екатерины Второй в образование, указывается: гуманизм просветительских реформ Екатерины Второй проявился в том, что императрица ввела запрет на телесные наказания; мещанское сословие получило возможность иметь начальное образование; часть женщин воспитывались уже не по правилам домостроя, а получали широкое образование и предназначались в первую очередь к деятельности на благо государства; общий дух образования требовал уважения к личности обучающегося. Особое внимание уделялось образу педагога. Вместе с тем в статье указывается, что религиозные философы не одобрили бы отделение школы от Церкви, а само понятие гуманизма на протяжении истории претерпело такое изменение, что назрел вопрос о введении в активный философский тезаурус категории неогуманизма и распространении его влияния на современное образование.

Литература:

1. Августин Блаженный. Исповедь. Книга первая [Электронный ресурс] // Сайт «Балл.ру». — URL: http://l.120-bal.ru/doc/2395/index.html (дата обращения: 01.05.2018).

2. Васильева А.В. Педагогические и воспитательные взгляды Екатерины II [Электронный ресурс] // Сайт «Обозник.ру». — URL: http://www.oboznik.ru/?p=53686 (дата обращения: 01.05.2018).

3. Васильева О.Ю. Интервью «КП» [Электронный ресурс] // Сайт «Комсомольская правда». — URL: https://www.tula.kp.ru/daily/26589/3605216/ (дата обращения: 02.05.2018).

4. Васильева О.В. Роль и место науки и образования в сегодняшней России. Вызовы и перспективы [Электронный ресурс] // Сайт Минобрнауки России. — URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/m/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81 %D1%82%D0%B8/10055 (дата обращения: 01.05.2018).

5. Васильева О.Ю. Меня упрекают в консерватизме [Электронный ресурс] // Сайт «Лента.ру». — URL: https://lenta.ru/articles/2017/02/01/vasileva/ (дата обращения: 02.05.2018).

6. Гуманизм [Электронный ресурс] // Сайт «Словари и энциклопедии на Академике». — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/285/%D0%93%D0%A3 %D0%9C%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%97%D0%9C (дата обращения: 01.05.2018).

7. Дубровская О. Основная идея Вольтера и его философские и политические взгляды [Электронный ресурс] // Сайт «ФБ.ру». — URL: http://fb.ru/article/166640/ osnovnaya-ideya-voltera-i-ego-fi losofskie-i-politicheskie-vzglyadyi (дата обращения: 05.05.2018).

8. Екатерина Вторая. Манифест против роскоши [Электронный ресурс] // Сайт «Екатерина Вторая». — URL: http://ekaterina-ii.niv.ru/ekaterina-ii/dokumenty/ manifest-i-ukazy-protiv-roskoshi.htm (дата обращения: 01.05.2018).

9. Замыслова Г. Знаменитые выпускницы Института благородных девиц [Электронный ресурс]. — URL: https://www.liveinternet.ru/users/2496320/post279725099 (дата обращения: 05.05.2018).

10. Иванова И.С. Языковые и политические функции писем Екатерины Второй к Вольтеру [Электронный ресурс] // Сайт «Международный журнал. Медиа. Информация. Коммуникация». — URL: http://mic.org.ru/2017g/23-nomer-2017/670yazykovye-i-politicheskie-funktsii-pisem-ekateriny-vtoroj-k-volteru (дата обращения: 01.05.2018).

11. Ильинский И.М. Куда идет отечественное образование // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 1. — С. 4–13.

12. Костина А.В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития [Электронный ресурс] // Сайт «Знание. Понимание. Умение». — URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/11/Kostina/ (дата обращения: 01.05.2018).

13. Костина А.В. Современный язык: «вместилище культуры» или форма социокультурной адаптации? // Знание. Понимание. Умение. — 2017. — № 4. — С. 81–98.

14. Локк Дж. Мысли о воспитании [Электронный ресурс] // Сайт «Библиотека Гумер — гуманитарные науки». — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Pedagog/galag/10.php (дата обращения: 01.05.2018).

15. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования: Пособие для сдачи экзамена [Электронный ресурс] // Сайт «В помощь студентам-гуманитариям». — URL: http://www.p-lib.ru/pedagogika/mazalova/mazalova15.html (дата обращения: 01.05.2018).

16. Реформа школьной системы Екатерины Второй. Образование и педагогическая мысль России ХVIII века [Электронный ресурс]. — URL: https://www. liveinternet.ru/users/teanika/post152579786 (дата обращения: 01.05.2018).

17. Руссо Ж. Эмиль, или О воспитании [Электронный ресурс] // Сайт «Библиотека Гумер — гуманитарные науки». — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Pedagog/galag/12.php (дата обращения: 01.05.2018).

18. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник для вузов [Электронный ресурс] // Сайт «Студентмед.ру». — URL: http://www.studmed. ru/view/torosyan-vg-istoriya-obrazovaniya-i-pedagogicheskoy-mysli-uchebnik-dlyavuzov_5320473a580.html (дата обращения: 01.05.2018).

Слово «образование» имеет корень «образ», в котором заключен тайный смысл данного понятия. Цель образования — создание образа человека, приближающегося к нравственному идеалу. В этом состоит гуманизм обучения и воспитания. И.М. Ильинский в статье «Куда идет отечественное образование» указал, что «обучение и воспитание имеют главную цель — изобретение человека, строение человека, его ума и души, образа мышления и добродетелей, которые отличают его от животного и возвышают над всем животным миром» [11].

В XXI веке прежняя образовательная система в России потребовала реформ, поскольку качество знаний учащихся снизилось, а количество учебных заведений сократилось: из-за не соответствующего мировым стандартам уровня преподавания и нерентабельности стали закрываться педагогические вузы, следствием чего явилась нехватка профессиональных педагогов, обученных методике преподавания предметов: психологии и педагогики. Правительство своевременно отреагировало на ситуацию: впервые в России министром образования стала женщина, Ольга Юрьевна Васильева, которой, возможно, как царице Екатерине Второй, предстоит сделать гигантский прорыв в педагогической сфере или успеть высказать ряд таких идей относительно системы образования, которые навсегда останутся в истории примерами гуманизма по отношению к обучающимся и обучающим индивидам. В деле преобразования системы обучения и воспитания важен позитивный опыт прошлого.

Предметом нашей статьи являются образовательные реформы Екатерины Второй. Цель исследования — обобщить все положительное, что было внесено в образовательную систему российской правительницей, раскрыть прогрессивную роль ее реформ и их своеобразный гуманизм, показать, что, несмотря на гуманное содержание многих реформ, мы не должны подвергать идеализации понятие «гуманизм» и деятельность Екатерины Второй в сфере образования.

Вопрос обучения и правильного воспитания граждан страны всегда актуален. О.Ю. Васильева в лекции «Роль и место науки и образования в сегодняшней России. Вызовы и перспективы» отметила, что «нет ни одного человека, которого не волновала бы» данная тема [4]. Образование в России — это отдельный предмет изучения, особенно в педагогических вузах. Существует много учебников, в которых изложена его история: Е. Николаева «История педагогики и образования. Учебник для вузов», А.Н. Джуринский «История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов», Д.Н. Латынина «История педагогики. Воспитание и образование в России (Х — начало ХХ в.): Учебное пособие», А.В. Терентьева «История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России Х–ХVIII вв.: Учебное пособие». Много трудов посвятил теме образования ректор МосГУ, доктор философских наук И.М. Ильинский.

Для Цитирования:
Иванова Ирина Сергеевна, Проблема гуманизма образовательных реформ Екатерины Второй. Ученый совет. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: